Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №21(2715) от 19.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2333
EUR:
3.5221
RUB:
3.5135
Золото:
224.9
Серебро:
2.62
Платина:
98.24
Палладий:
112.06
Назад
АПК
21.02.2023 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №15(2611) от 21.02.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пошли на рекорд: сколько Беларусь заработала на экспорте сельхозпродукции в 2022 году

Фото: neg.by

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2022 г. составил 8,3 млрд USD. Это практически на четверть больше, чем в предыдущем году. В 2021 г. страна экспортировала такой продукции на 6,7 млрд USD. Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Вадим Шагойко на пресс-конференции рассказал, за счет чего удалось достичь таких результатов.

Итоги года

Доля экспорта сельхозпродукции в общем экспорте страны превышает 20%. Белорусские аграрии поставляют свои товары в более чем 100 стран мира. При этом основным стратегическим партнером и премиальным рынком остается рынок РФ: туда в 2022 г. ушло порядка 70% всей экспортируемой продукции. Сейчас особый упор делается на сотрудничество с российскими регионами: белорусы намерены поставлять свою продукцию практически в каждую область соседней страны.

По словам В. Шагойко, на данный момент практически все отечественные предприятия, которые хотят работать с российскими партнерами, могут это делать без ограничений.

«Какие-то предприятия могут закрываться по каким-то видам продукции ветеринарной службой – это вопрос технического характера. Но какой-то негативной тенденции или системы на данный момент нет», – отметил замминистра.

Традиционно неплохо у отечественных компаний складываются отношения со странами СНГ и ЕАЭС. Беларусь экспортирует сельхозпродукцию в Армению, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

Активная работа в прошлом году шла по расширению географии поставок. Большое внимание уделялось азиатским странам, в частности, Китаю. Эту страну в Минсельхозпроде называют одним из самых емких и перспективных рынков. По данным за январь-сентябрь 2022 г., АПК нарастил туда поставки продовольствия на 60%, экспорт приблизился к цифре в 500 млн USD. Кроме того, отечественная сельхозпродукция востребована на рынках таких стран, как ОАЭ, Пакистан, Индия. Также в ведомстве изучают предпочтения африканских стран, сейчас в этот регион идут пробные поставки белорусской сельхозпродукции.

По словам В. Шагойко, Беларусь продолжает поставлять сельхозпродукцию и в страны Европейского союза. По итогам 2022 г. экспорт на этом направлении вырос практически в полтора раза. Белорусские переработчики готовы осуществлять поставки и в дальнейшем, без каких-либо ограничений, если их продукция будет востребована европейским потребителем. При этом определенные логистические сложности в данном направлении в прошлом году были. Замминистра напомнил, что из-за санкций пришлось перестраивать маршруты поставок, строить новые логистические цепочки. На данный момент эти вопросы решены.

«Где-то это привело и к удорожанию логистики, к снижению маржинальности продукта. Но это не столь критично в нынешних условиях», – подчеркнул он.

Конъюнктура рынка – в нашу пользу

Объясняя рекордные результаты прошлого года, В. Шагойко отметил, что во многом это произошло за счет складывающейся в пользу Беларуси конъюнктуры рынка. Цены на молочную продукцию выросли более чем на 30%, на мясную – практически на 30%. Кроме того, изменилась структура поставок, отрасль стала экспортировать больше высокомаржинальной продукции. К примеру, в части мясной продукции переработчики нарастили продажи колбасных изделий, мясных консервов и продукции переработки. При этом по сравнению с 2021 г. сократились поставки мяса – туш и полу­туш. Однако здесь нивелирование произошло за счет роста средних цен поставок.

В части экспорта молочной продукции произошло снижение объемов поставок из-за перенаправления сырья на производство высокомаржинальных продуктов. К примеру, в прошлом году вырос экспорт масла и сыров, но отмечено снижение по молоку, сливкам и сметане, которые изначально имели более низкую маржинальность.

В. Шагойко напомнил, что эффективность поставок продукции АПК на экспорт гораздо выше, чем эффективность продаж на внутреннем рынке. При этом в стране приоритетное внимание все же уделяется обеспечению продовольствием собственного населения. Отдельно представитель Минсельхозпрода отметил, что белорусские экспортеры сельхозпродукции работают по стопроцентной предоп­лате и задолженности по расчетам за продукцию не имеют.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by