Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
31.12.2018 35 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Система органов принудительного исполнения: — что изменилось за 5 лет

Фото: sorlandsavisen.no

Как и когда отделились судебные исполнители

В соответствии с Указом Президента Беларуси от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», с 1 января 2014 года была создана единая система органов принудительного исполнения (далее — система органов принудительного исполнения), сформированная на базе соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции, Высшего Хозяйственного Суда и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов. В ее состав были включены судебные исполнители общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов, иные работников аппаратов общих и хозяйственных судов, в т.ч. те, кто осуществлял техническое обслуживание, работники главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, обеспечивающих деятельность по исполнению исполнительных документов. 

Во исполнение Указа № 530 Совет Министров Беларуси принял постановление от 31.12.2013 № 1190 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530». Постановлением утверждены Положение об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов и Положение о порядке использования принудительного сбора. Данное Постановление вынесено на переходном этапе создания и функционирования системы органов принудительного исполнения, когда еще не было единых правовых актов, регулирующих деятельность новой системы.

 

Новая структура: где и как сейчас найти судебного исполнителя

Ранее судебные исполнители входили в систему общих судов и в систему хозяйственных судов с применением норм гражданско-процессуального законодательства и хозяйственно-процессуального законодательства соответственно.

Теперь же функционирует единая система органов принудительного исполнения, которая руководствуется в своей деятельности едиными нормативными актами, в том числе Законом об исполнительном производстве, Законом о судебных исполнителях и Инструкцией по исполнительному производству.

 

В систему органов принудительного исполнения входят:

  • главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, возглавляющее систему органов принудительного исполнения;
  • территориальные органы принудительного исполнения.

Территориальными органами принудительного исполнения являются:

  • управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее – управления принудительного исполнения);
  • районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения (далее – отделы принудительного исполнения).

Координацию и контроль за их деятельностью осуществляет Министерство юстиции.

Ранее судебные исполнители находились при общих и хозяйственных судах, которые осуществляли контроль за деятельностью судебных исполнителей. Теперь же отделы принудительного исполнения находятся в отдельных зданиях.

Адрес нужного отдела принудительного исполнения можно найти на сайте Министерства юстиции и сайте главного управления соответствующей области (города Минска). Например, адрес и контактные данные отдела принудительного исполнения Борисовского района можно найти на сайте Главного управления юстиции Минского областного исполнительного комитета.

Деятельность органов принудительного исполнения регламентируют следующие основные нормативные правовые акты:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента от 15.08.2017 № 287;
  • Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее –Закон № 439-З);
  • Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях»;
  • постановление Министерства юстиции от 7.04.2017 г. № 67 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Минюста от 3.05.2018 № 98 и от 26.10.2018 № 198).

 

Какие сложности возникли у исполнителей в период формирования новой системы

На переходном этапе новая система испытывала много сложностей, в том числе и в том, что ранее действовали различные нормы законодательства у судебных исполнителей общих судов и судебных исполнителей хозяйственных судов. У каждой службы ранее была своя инструкция, судебные исполнители общих судов руководствовались нормами ГПК Республики Беларусь, а судебные исполнители хозяйственных судов – ХПК Республики Беларусь.

Возникали сложности при работе у судебных исполнителей по одному и тому же должнику, но по разным исполнительным документам. Часто судебные исполнители разных судов могли в отношении одного и того же должника совершать одинаковые процессуальные действия. Например, должник – частное предприятие «А», в отношении него имеются исполнительные производства, одновременно находящиеся на исполнении в суде Борисовского района и в хозяйственном суде Минской области. Судебные исполнители каждого из перечисленных судов выезжали к должнику с целью проверки имущественного положения и наложения ареста на имущество. Кроме того, на основании предписаний судебных исполнителей были наложены запреты на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником.

Теперь же введено понятие «сводное исполнительное производство» (ст.47 Закона № 439-З). И даже если исполнительные действия в отношении одного должника, но по разным исполнительным документам совершаются разными отделами принудительного исполнения, то эти действия согласованы и ведется сводное исполнительное производство.

Сложности возникали в переходный период и у судебных исполнителей общих судов. Большая часть действующих норм в области исполнительного производства, в том числе действующая Инструкция по исполнительному производству, перешли из норм хозяйственно-процессуального права, которое имело свои особенности по сравнению с нормами гражданско-процессуального права. И у судебных исполнителей общих судов возникали сложности в их понимании и исполнении. Данную проблему, полагаем, призвано устранить время.

Но теперь судебными исполнителями различного уровня применяются единые нормы процессуального права. Это облегчает работу судебных исполнителей, а также понимание процесса взыскателями и должника, в том числе как им нужно действовать в рамках исполнительного производства. Т.е. нормы унифицированы и существует единообразная практика применения норм процессуального законодательства по исполнительному производству.

Кроме того, расширен перечень полномочий судебного исполнителя, они могут выносить больше постановлений, что также облегчает процесс исполнения.

 

Наиболее важные изменения в НПА, внесенные за время работы системы органов принудительного исполнения

За период с 1.01.2014 г. в законодательстве, касающемся этой сферы, произошел ряд важных изменений.

Теперь срок предъявления исполнительного документа к исполнению в соответствии с нормами ст.34 Закона об исполнительном производстве составляет три года, тогда как ранее по исполнительным документам хозяйственных судов он составлял 6 месяцев.

Исполнительные документы о взыскании периодических платежей могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Удостоверения комиссий по трудовым спорам могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

Изменился и размер денежных средств, взыскиваемых с должника при принудительном исполнении исполнительного документа.

Теперь согласно ст.120 Закона № 439-З по имущественным взысканиям принудительный сбор составляет 10% от взысканных сумм или стоимости взысканного с должника имущества, а по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника - гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя (ИП), – 5 базовых величин (БВ), а с должника - юридического лица – 10 БВ.

Ранее по имущественным взысканиям этот размер составлял 5% от принудительно взысканной суммы (ст.486 ГПК Республики Беларусь и ст.402 ХПК Республики Беларусь), а по неимущественным исполнительным документам взыскание принудительного сбора не было предусмотрено.

Важным изменением в законодательстве по исполнительному производству является и то, что в соответствии с нормами ст.6 Закона № 439-З помимо судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения Минюста Беларуси и судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения  функции по исполнению исполнительных документов могут возлагаться на иных работников соответствующих органов принудительного исполнения, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность.

Также ст.8 Закона № 439-З предусмотрено создание банка данных исполнительных производств. В настоящее время в районных отделах принудительного исполнения работает автоматизированная информационная система (ресурсов) органов принудительного исполнения АИС ПРИС, дорабатывается в областных отделах органов принудительно исполнения система АИС СХС, планируется их объединение. Кроме того, планируется, что при наличии доступа стороны исполнительного производства смогут с помощью единой автоматизированной информационной системы узнать, какие действия совершены судебным исполнителем в рамках исполнительного производства.

Помимо этого, в 2016 г. создано Республиканское унитарное предприятие по оказанию услуг «БелЮрОбеспечение», которое осуществляет оценку, хранение и реализацию арестованного имущества в рамках исполнительных производств, в том числе на электронной площадке. Предприятие функционирует в Минске, в областных городах работают его филиалы. Ранее эти функции осуществлял ряд различных организаций (организации по оценке имущества, реализующие организации).

Еще один плюс: установлен размер вознаграждения. Теперь он в соответствии с п.116 Инструкции по исполнительному производству для субъекта торговли, специализированной организации устанавливается в соответствии с гражданско-правовым договором и не может превышать 10% стоимости реализованного имущества. Размер вознаграждения зависит от стоимости реализованного имущества (позиции, лота) и зависит от стоимости реализуемого имущества в базовых величинах. Например, размер вознаграждения составляет 10% при реализации имущества стоимостью до 1 000 БВ, 5 % – при реализации имущества стоимостью от 5 000 до 7 000 БВ, 1% – при реализации имущества стоимостью свыше 30 000 БВ.

Действующим законодательством изменен порядок обжалования действий судебного исполнителя. Ранее его действия обжаловались в суд, при котором состоит судебный исполнитель.

Теперь же, в соответствии с нормами статей главы 12 Закона № 439-З постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) – соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд.  

Постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь могут быть обжалованы (опротестованы) непосредственно в суд.

Конкретизирован порядок взыскания задолженности в валюте, когда взыскателю денежные средства могут по его заявлению перечисляться в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на день перечисления, если иное не установлено исполнительным документом или актом законодательства. При наличии согласия должника и взыскателя, выраженного в письменной форме, денежные средства могут перечисляться взыскателю по иному курсу, если иное не установлено исполнительным документом или актом законодательства.

Законом № 439-З расширен перечень требований, предъявляемых к содержанию исполнительных документов (ст.11); предусмотрена подача заявлений, ходатайств в рамках исполнительных производств в электронном виде с соблюдением установленных требований (ст.14).

Статьей 16 Закона № 439-З определен перечень участников исполнительного производства:

  • стороны исполнительного производства (взыскатель и должник);
  • лица, на которых возложена обязанность по совершению определенных действий, связанных с исполнением исполнительного документа, или воздержанию от совершения определенных действий (банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации, организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, третьи лица, собственники имущества (учредители, участники) должника - юридического лица и другие);
  • лица, содействующие исполнению исполнительного документа (переводчик, понятые, специалист, хранитель имущества и другие).

Тогда как ранее действующее законодательство делало акцент на определение понятия «стороны исполнительного производства». Теперь более детально расписан порядок участия переводчика, понятых, специалиста.

Кроме того, в соответствии со ст.18 Закона № 439-З на взыскателя и должника возложены дополнительные обязанности. Так, они обязаны:

- представлять судебному исполнителю информацию об исполнении исполнительного документа полностью или частично не позднее дня, следующего за днем его исполнения;

-  представлять судебному исполнителю сведения об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения не позднее трех дней со дня изменения.

Раньше на практике часто возникали ситуации, когда взыскатель не сообщал о полном или частичном исполнении требований исполнительного документа (это было его право), теперь он обязан об этом уведомлять.

    Ст.24 Закона № 439-З, касающаяся полномочий представителей сторон исполнительного производства, предусматривает выдачу доверенности представителю стороны исполнительного производства, в которой должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение определенных действий.

 

Важные изменения касаются исполнения в части направления исполнительного документа по месту работы должника.

Так, ст.41 Закона  предусматривает, что до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника - гражданина, в том числе ИП, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель вправе направить исполнительный документ по известному месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов с заявлением о проведении удержания согласно исполнительному документу и перечислении удержанных денежных средств взыскателю за счет этого должника.

Т.е. если у взыскателя есть сведения о месте работы должника, то не обязательно подавать заявление о возбуждении исполнительного производства, а можно сразу направить исполнительный документ по месту работы должника.

Также если в отношении должника ведется исполнительное производство и исполнительный документ уже направлен по месту получения им заработной платы и приравненных к ней доходов, то в случае установления имущества должника, на которое можно обратить взыскание, судебный исполнитель обращает в том числе взыскание и на такое имущество.

То есть обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы осуществляется одновременно с проверкой имущественного положения должника.

Кроме того, если должник получает заработную плату из нескольких источников, то исполнительный документ (п.82 Инструкции: судебный исполнитель вправе вынести постановление об обращении взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, которое является исполнительным документом) направляется по каждому из установленных мест работы должника.

Ранее исполнительный документ (на основании которого было возбуждено исполнительное производство, т.к. иные постановления судебного исполнителя исполнительными документами не являлись) мог направляться только по одному месту работы должника.

Помимо этого, в соответствии с п.81 Инструкции обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника-гражданина, в том числе ИП, по возбужденному исполнительному производству производится судебным исполнителем без проведения проверки его имущественного положения в случаях:

  • если задолженность по исполнительному документу не превышает 10 БВ;
  • взыскания периодических платежей при отсутствии задолженности;
  • наличия заявления взыскателя.

В иных случаях обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы осуществляется одновременно с проверкой имущественного положения должника.

В соответствии с п.90 Инструкции судебный исполнитель осуществляет систематический контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в том числе ИП, и перечисления (выдачи) удержанных сумм взыскателю, в том числе при направлении исполнительного документа нанимателю в соответствии с ч.3 ст. 41 Закона № 439-З, расходов по исполнению исполнительного документа и принудительного сбора на счет органа принудительного исполнения.

Наниматель обязан не реже одного раза в квартал, а по исполнительным документам о взыскании расходов по содержанию детей – не реже одного раза в месяц предоставлять судебному исполнителю информацию о произведенных удержаниях и сроках перечисления денежных средств. Судебный исполнитель не реже одного раза в полугодие анализирует получаемую информацию о произведенных удержаниях и при необходимости инициирует проведение проверки правильности и своевременности удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов.

Ранее эти сроки были больше.

Также ст. 42 Закона № 439-З предусматривает перенаправление ошибочно направленного не в тот отдел принудительного исполнения исполнительного документа и заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства в орган принудительного исполнения, который осуществляет исполнение в отношении должника. Тогда как ранее такое заявление взыскателя возвращалось ему обратно с пометкой куда нужно направлять исполнительный документ для возбуждения исполнительного производства.  Указанная норма упрощает работу взыскателю, который зачастую не знает какой отдел принудительного исполнения осуществляет взыскание в отношении должника.

Судебный исполнитель по ходатайству должника вправе продлить ему предоставленный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (раньше такого не было).

 

Однако срок для добровольного исполнения исполнительного документа не предоставляется, если:

  • исполнительный документ поступил повторно;
  • срок исполнения исполнительного документа установлен судебным постановлением, решением иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) или актом законодательства;
  • исполнительный документ подлежит немедленному исполнению.

В настоящее время в соответствии с нормами ст.51 Закона № 439-З вопросы о приостановлении, возобновлении исполнительного производства рассматриваются без вызова сторон. Вопросы о прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю также рассматриваются судебным исполнителем без вызова сторон исполнительного производства (ст.54 Закона). Ранее судебный исполнитель обязан был уведомлять стороны о приостановлении исполнительного производства, о прекращении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю.

Расширен перечень оснований для прекращения исполнительного производства (ст.52), в том числе:

  1. отсутствие у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства до 10 БВ;
  2. отсутствие у должника денежных средств и (или) иного имущества, на которые может быть обращено взыскание по исполнительным документам о взыскании сумм в доход государства свыше 10 БВ по истечении одного года после приостановления исполнительного производства в соответствии с абз.10 ст.49 Закона № 439-З.

У судебных исполнителей появилось больше полномочий. Так, судебный исполнитель имеет право (ст.63):

  • объявлять розыск должника - гражданина, в том числе ИП, через органы внутренних дел (раньше это право принадлежало суду. При объявлении розыска судебный исполнитель обязан в постановлении о розыске перечислить все совершенные им исполнительные действия, а не выносить формальное постановление);
  • обращаться в установленном порядке в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также для осуществления государственной регистрации на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, в случаях, предусмотренных ст.65 Закона № 439-З (раньше на практике возникали сложности с обращением взыскания на недвижимое имущество должника, не зарегистрированное в установленном порядке);
  • обращать взыскание на электронные деньги должника;
  • использовать транспортное средство взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов по исполнению исполнительного документа на должника;
  • выносить постановления о приводе должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, представителя должника - юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника - юридического лица;
  • выносить постановления о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника.
Очень важно, что при приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан, в том числе ИП, юридических лиц на основании постановления судебного исполнителя должнику -  гражданину, в том числе ИП, юридическому лицу не могут открываться иные банковские счета.

Важным изменением является передача полномочий по замене стороны в рамках исполнительного производства судебному исполнителю. Так, в соответствии ст.19 Закона № 439-З, судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе производит замену выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником, о чем выносит соответствующее постановление. Ранее это полномочие относилось к компетенции суда.

Ст.75 Закона № 439-З предусматривает возможность обращения взыскания на имущество должника, принадлежащее ему на праве оперативного управления. Кроме этого, допускается обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, что конкретизировано в п.114 Инструкции.

Значимым изменением является и то, что в соответствии с нормами п.51 Инструкции о применении меры по обеспечению исполнения исполнительного документа может быть заявлено только в отдельном ходатайстве взыскателя, поданном после возбуждения исполнительного производства. Раньше на практике взыскатели часто ходатайствовали о принятии обеспечительных мер при подаче заявления о возбуждении исполнительного производства.

Изменения коснулись порядка ареста, оценки и реализации арестованного имущества. Так, перечень имущества должника, на которое не может быть обращено взыскание сокращен (приложение к Закону) и касается только имущества должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя. Тогда как ранее существовал перечень в отношении имущества юридического лица. Определен порядок проведения экспертизы достоверности независимой оценки арестованного имущества должника при условии уплаты стороной исполнительного производства, не согласной с актом оценки имущества, расходов на проведение такой экспертизы.

Также изменения затронули порядок проведения электронных торгов, в том числе продлен их срок.

Кроме того, в соответствии со ст.91 Закона № 439-З арестованное имущество должника, реализация которого является экономически нецелесообразной (в случае, когда расходы на его реализацию превышают его стоимость, а также в иных случаях, предусмотренных актами законодательства), не подлежит реализации и взыскателю предоставляется право оставить такое имущество за собой.

Действующим законодательством расширен перечень расходов по исполнению исполнительного документа (ст.119 Закона № 439-З).

Очень важным является изменение очередности удовлетворения требований кредиторов (ст.122). Особенно оно затронуло исполнительные документы по взысканию сумм до 100 БВ, по которым ранее осуществлялось внеочередное взыскание, а теперь они относятся к требованиям четвертой очереди.

Важной нормой является то, что в соответствии с п.35 Инструкции в случае предъявления к исполнению исполнительного документа в отношении ИП после исключения его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исполнительное производство подлежит возбуждению в отношении него как гражданина.

Также в соответствии с п.36 Инструкции к каждому исполнительному документу прилагается отдельное заявление (представление) о возбуждении исполнительного производства. Ранее взыскатели часто направляли одно заявление о возбуждении исполнительных производств по нескольким исполнительным документам. Теперь эта процедура упростилась: один исполнительный документ – одно заявление о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с п.196-203 Инструкции изменен и дополнен порядок обращения взыскания на имущество должника, принадлежащее ему на праве общей собственности (долевая собственность, совместная собственность), а также доли в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью.

Также в п.280 Инструкции предусмотрено, что подтверждением факта исполнения должником исполнительного документа являются:

  • представление в орган принудительного исполнения оригинала или заверенной должником копии документа (физическим лицом или ИП путем проставления подписи с фамилией и инициалами, юридическим лицом – подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами), подтверждающего совершение платежа в пользу взыскателя и оформленного в соответствии с требованиями законодательства (квитанции, платежного поручения, карт-чека и т.д.), с последующим приобщением данного документа к материалам исполнительного производства;
  • информация, полученная судебным исполнителем из автоматизированных информационных систем (баз данных) государственных органов и иных организаций.

То есть расширен перечень способов подтверждения факта исполнения должником исполнительного документа (в частности, предоставление копии платежного документа, а не только оригинала).

Таким образом, можно отметить, что в целях максимального обеспечения прав и свобод граждан, а также субъектов хозяйствования по принудительному исполнению судебных постановлений, и иных исполнительных документов, повышения качества исполнения за пять лет проделана огромная работа как с точки зрения совершенствования законодательства, так и внутри работы системы, каждым ее специалистом.

Прежде всего устранено множество пробелов в работе системы, налажен более четкий механизм, в том числе по работе с жалобами участников исполнительного производства, усовершенствовано и приведено к единообразию законодательство Республики Беларусь в области исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений