Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №44(2738) от 14.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1971
EUR:
3.4539
RUB:
3.581
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
31.08.2023 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Система менеджмента организаций

Фото: klike.net

Сущность менеджмента

Менеджмент является самой основной частью любой организации, которая определяет не только вектор ее развития, но контролирует и поддерживает все внутренние процессы.

На системе менеджмента всегда лежит самая большая доля ответственности [1]. Тем самым, управляющие кадры определяют будущее бизнеса с помощью большого количества доступных инструментов и методик, что может как развить компанию, вывести ее на новый уровень, так и привести к упадку и банкротству.

Среди частых проблем поведения топ-менеджмента эксперты выделяют следующие:

  • ошибки в построении стратегии и ориентации в рыночной ситуации;

  • принятие неадекватных решений вследствие изменения социально-экономической конъюнктуры;

  • отсутствие гибкости в вопросе постановки целей и их достижения.

Эксперты утверждают, что менеджмент всегда должен быть готов к пересмотру стратегий в ответ на изменение ситуации на рынках, так как некоторые перемены требуют незамедлительной реакции и вызывают состояние, в котором предыдущие стратегии становятся неэффективными и потенциально убыточными.

Определение субъекта и объекта менеджмента

Преобладающее количество исследований, посвященных менеджменту, берет за основу саму структуру деятельности управленческого звена, основная характеристика которой заключается в постоянной изменчивости и адаптивности [2]. Само же определение менеджмента предполагает постоянное влияние и изменение субъектом анализа объекта деятельности.

Субъектом менеджмента будет являться организационное звено или орган, состоящий из одного и более человек, деятельность которого направлена на поддержание существующей системы управления, ее функционала, а также на развитие общей системы или отдельных ее частей в рамках поставленных целей.

Объект менеджмента представляет собой саму систему, которая находится под управлением менеджерского звена. В рамках поставленных задач и целей эта система претерпевает функциональные изменения, направленные на повышение эффективности и развитие.

Типы связей в структуре менеджмента

В общей структуре объекта управления экспертами выделяются связи между функциональными элементами, которые делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные связи представляют собой иерархический строй, в рамках которого определены отношения соподчиненности, уровни ответственности и конкретные задачи, закрепленные за каждой ячейкой общей иерархии. Для таких связей характерна вертикальная созависимость частей системы, в которой высшие элементы имеют самый высокий уровень влияния и ответственности [3].

В рамках горизонтальной связи предполагается закрепление руководящих ответственных позиций за каждой структурой определенного уровня общей иерархии. На практическом примере это выражается в разделении команд компании по отделам и закреплении одного лица в качестве руководителя отдела.

Соответственно, общая структура менеджмента предполагает наличие как вертикальных элементов управления, осуществляющих контроль за деятельностью нижних ступеней иерархии, так и горизонтальных элементов управления, которые отвечают за конкретные отделы или команды.

Ориентирование менеджмента

Эксперты выделяют 4 основных вектора ориентации управляющего блока в компаниях, каждый из которых является теоретической ситуацией, но отражает саму направленность принимаемых менеджментом решений.

Ориентация на минимальные издержки, достигаемая путем уменьшения развития производства и услуг, оказываемых непосредственно работникам предприятия. Данный вектор оценивается экспертами как худший из возможных вариантов, так как решения данной направленности вызывают падение прибыли, падение уровня производства и падение лояльности работников [4].

Ориентация на требования работников при уменьшении темпов развития производства. Данный вектор приводит к падению уровня производства и невыполнению обязательств менеджмента и компании в целом, что влечет за собой падение прибыли. При длительном ориентировании данной направленности происходит также снижение лояльности сотрудников ввиду уменьшения перспектив компании.

Ориентация на максимальную реализацию производства и закрытие всех требований сотрудников. Данная формация предполагает самые высокие издержки, что может быть несопоставимо с потенциальными выгодами для компании. При данном векторе планирования менеджменту необходимо учитывать ресурсные мощности предприятия, особенность спроса на рынке и максимальные возможности реализации продукта компанией [2].

Ориентация на максимальное развитие производства в ущерб интересам сотрудников. Данный вектор предполагает стремительное развитие производственных мощностей, но также повышает риски утечки высококвалифицированного персонала. Соответственно, менеджменту необходимо учитывать возможные последствия, так как без профессиональных сотрудников при высоких мощностях могут возникать сбои в работе предприятия и падение качества выпускаемой продукции.

Однако, как отмечают эксперты, данные векторы развития являются теоретической моделью. На практике для эффективного управления менеджмент должен оценивать текущую ситуацию и использовать комплексные меры в принятии решений, целью которых в каждый отдельный момент времени может быть развитие определенного направления деятельности компании.

Менеджмент качества

Согласно исследованиям, важным направлением развития теории менеджмента на сегодняшний день является менеджмент качества, который ориентирован на удовлетворение потребностей клиентов и конечных потребителей [5]. В отличие от классической теории менеджмента, которая берет за основу управление ресурсами компании, менеджмент качества предполагает создание востребованной продукции на конкурентном рынке.

17.08.23.1.png

В основе реализуемых стратегий развития лежат отдельные элементы и части организации и их взаимосвязь между собой. В теории менеджмента качества любая организация рассматривается в целом как система, каждый элемент которой влияет не только на различные внутренние процессы, но и на конечный результат, который имеет комплексные характеристики.

Влияние экономики на менеджмент качества

Общая система менеджмента качества, применимая к отдельным организациям, зависит от устройства экономики государства, в котором может реализовываться как одна система менеджмента, так и несколько. Административно-командная система управления предполагает установление государственным аппаратом определенных стандартов, которые применяются ко всем частным и государственным компаниям. В рыночной экономике существует более обширная система стандартов, которые разрабатываются не на уровне государства, а с помощью специалистов и требований рынка и потребителей [3]. Данная система отличается своей демократичностью, гибкостью и постоянным процессом развития, так как основным драйвером для изменения стандартов является потребительский спрос. Соответственно, конкуренция между производителями толкает компании на удовлетворение растущих потребностей и создание более уникального и качественного продукта.

17.08.23.2.png


Автор публикацииДмитрий САЛТАНОВ, эксперт в сфере предпринимательства и продвижения бизнеса, учредитель и президент компаний  «ChiedoCover» и  «DinoMachine»  


  1. «Process Management Excellence: The Art of Excelling in Process Management» by H. James Harrington, 2006
  2. «Management» by Ricky W. Griffin, 2021
  3. «Sustainable business: Theory and practice of business under sustainability principles» by G. Wells, 2013
  4. «Organizational knowledge management structure» by Steven Walczak, 2005
  5. «Knowledge Management Systems» by Ronald Maier, Thomas Hadrich, 2011
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений