$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Сила и слабость социального предпринимательства

26.10.2018

Участники круглого стола, организованного Общественным объединением «Здоровый выбор», обозначили проблемы в обла­сти социального предпринимательства и обсудили воз­можности развития сферы с учетом оживления интереса к ней традиционного бизнеса и власти.

Мероприятие проходило в формате SWOT-анализа, исследования внешних и внутренних проблем сектора социального предпринимательства, его сильных и слабых сторон.

Более 30 участников сектора и приглашенных гостей получили возможность рассказать о своих проблемах, опыте решения задач, проконсультироваться со специалистами Минэкономики, Минтруда и соцзащиты, программы развития ООН, опытными практиками.

«Социальные проблемы в разных странах имеют свой фокус, – говорит координатор программы по развитию социального предпринимательства (ОДБ Брюссель) Максим Подберезкин.Если для Европы на данный момент основной вызов – это миграция, то для Беларуси – снижение численности населения, усиление нагрузки на трудоспособных граждан в связи с ростом количества пенсионеров, распространенная алкогольная зависимость и др. Поэтому социальное предпринимательство – одна из дополнительных возможностей для государства найти новых партнеров в решении общественных проблем. В нашей стране оно стало развиваться активнее в последние годы. Сказывается обновление законодательной базы, оживление аналогичного рынка в России и возможность транслировать родственные идеи в Беларуси, появление дополнительных финансовых источников, включая краудфандинговые платформы и др. В результате в секторе появляется больше социальных предприятий, и одновременно они озвучивают больше проблем, имеющихся в этой сфере».

Сильной стороной социального предпринимательства, по мнению причастных к нему людей, можно считать способность анализировать региональные проблемы и потребности, предлагать решения локальных задач.

Кроме того, социальные предприниматели создают новые рабочие места и реорганизуют существующие в соответствии со специальными требованиями людей с инвалидностью, обеспечивая им дополнительную материальную поддержку, и одновременно экономят госбюджет на адаптацию производств к нуждам инвалидов. Часто социальные предприятия являются носителями международного опыта и прогрессивных практик.

Слабости сектора проявляются в дефиците у частных предпринимателей стартового капитала на реализацию социальных идей. Многие сталкиваются с отсутствием безбарьерной среды. В обществе еще «дозревает» толерантность отношения к товарам и услугам, производимым «особенными» людьми.

Например, в Европе, по словам представителя ПРООН Марины Калиновской, социальное предпринимательство является конкурентным преимуществом. А у нас часто заказчикам лучше не говорить о производителе, опроверг ее убежденность председатель правления Общественного объединения «Здоровый выбор» и директор социального предприятия «Нашы Майстры» Владислав Ковров, который работает с людьми, зависимыми от алкоголя и наркотиков.

Предпринимателям не всегда удается наладить диалог с местной властью, которая предъявляет к ним требования как к «традиционному» бизнесу, например, просит благоустраивать прилегающие территории. Говорили также о низкой мотивации к труду определенных социальных групп, типа людей, освободившихся из мест лишения свободы или тех же инвалидов, привыкших к государственной поддержке.

Предприниматели считают, что законодательство пока нечетко регламентирует правила игры в секторе. Не определено, в частности, что такое «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» и другие понятия. Неплохо было бы настроить механизм госзаказа на продукцию коммерческих социальных предприятий, что очень поддержало бы их хрупкую стабильность. Есть вопросы к Минздраву насчет четкого формулирования в индивидуальной программе реабилитации инвалида всех требований к его рабочему месту и условиям труда, которые сегодня излагаются в таком «паспорте» частично. Налоговые льготы есть, но не для всех моделей социальных предприятий.

«Год на государственном уровне звучит тема социального предпринимательства, – говорит старший научный сотрудник НИИ труда Минтруда и соцзащиты Янина Ладышева, – И уже есть поручение правительства к маю 2019 года разработать Концепцию проекта Закона «О социальном предпринимательстве». Государство заинтересовано в консолидации общества, потому что не справляется с решением социальных проблем».

Социальным предпринимателям хотелось бы больше внимания со стороны «классического» бизнеса. Такой интерес уже появляется, часть бизнесменов готовы заниматься социальным предпринимательством, вкладывать деньги в некоммерческие проекты, создание рабочих мест для инвалидов. Но все же ярких примеров успешного сотрудничества пока нет.

В результате обсуждения получилась примерная стратегия развития сектора социального предпринимательства в будущем. Проблемы и предложения сейчас структурируются и будут использованы для развития инфраструктуры поддержки сектора и планирования мероприятий по продвижению ценностей и продукции социальных предприятий.

С августа 2017 г. по декабрь 2018 г. ОО «Здоровый выбор» реализует проект «Социальное предпринимательство: от примера до самообеспечения», финансируемый Программой поддержки Беларуси Федеральным правительством Германии.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ