Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Промышленность
01.12.2017 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Шкурный вопрос белорусских кожевников

Ситуацию в кожевенно-обувной отрасли может изменить частно-государственное партнерство. В его рамках концерн «Беллегпром» готов продать акции 4 обувных предприятий инвесторам. Об этом сообщил председатель концерна Николай Ефимчик на встрече руководителей кожевенных, обув­ных, кожгалантерейных предприятий, организованной Биз­нес-­союзом предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского на базе «Минского производственного кожевенного объединения» в Гатово.

Пока концерн надеется найти инвесторов, директоров предприятий беспокоит рост складских запасов, недозагрузка мощностей, дисбалансы цен и условий расчетов. Например, ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» приходится признать справедливой критику КГК, сделавшего недавно вывод о том, что отделочное оборудование кожзаводов, модернизированных в 2013–2016 гг. при поддержке государства на сумму 13 млн. EUR, неэффективно используется, а значительный объем кожсырья вывозится за границу с минимальной степенью обработки – в виде кожевенного полуфабриката («вет-блю»).

ИЗМЕНИТЬ ситуацию можно только совместными усилиями партнеров из смежных отраслей, считает генеральный директор ОАО Николай Ермаков. Приглашение к диалогу подкрепляется демонстрацией всего ассортимента, имеющегося на складе готовой продукции. «Сложно конкурировать с российскими коллегами, но чтобы нормальным образом выйти в ценовой коридор, мы просим дать предложения – что бы вы хотели, в каких объемах и какой диапазон вас устроит», – призывает Н. Ермаков. Чтобы работать с нормальной загрузкой, ОАО нужно выпускать 15,5–16 млн. дециметров готовой продукции. Но заказ от внутреннего рынка  лишь около 3 млн. В результате если в прошлом году складские запасы в сентябре составляли 57%, то сейчас – 130%. Для снижения себестоимости в заданных пределах предприятию необходима дозагрузка мощностей, поиск резервов. Но если не решить вопрос снижения цен на сырье, то остальные усилия не принесут желаемого результата. Ценовой фактор и перебои с сырьем порой срывают планы сотрудничества. Так, например, произошло с поставками на «Белвест».

Выход из положения Н. Ермаков видит в объединении трех белорусских кожзаводов в холдинг с ограничением их специализации. Возможно, при этом удастся выполнить поручение главы государства об оптимизации численности занятых.

С такими планами не согласен генеральный директор ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» Михаил Кунц. Проводя модернизацию, кожевенники рассчитывали на рост производства обуви на внутреннем рынке. Но оно лишь сокращается. Поэтому комбинат в прошлом году на 40% увеличил экспорт готовой кожи в РФ. Если отечественным обувщикам было поставлено 15 млн. дециметров, то в РФ – 30 млн. На внутреннем рынке часть обувных предприятий зачахли. Некоторые не платят уже более 2 лет, подрывая благополучие кожевников. Поэтому приходится продавать полуфабрикаты, которые при­носят больше прибыли, чем готовая кожа. Но и здесь есть потери. В Россию без посредников ничего не продать, т.к. россияне не хотят связываться с нашей налоговой инспекцией, жалуются производители. Они и рады бы сократить долю полуфабрикатов в объеме продаж, но для этого нужен платежеспособный спрос. Приходится искать и другие варианты. Например, бобруйские кожевники начали заниматься другим сырьем – овчиной. Правда, с обувщиками договориться не удалось, зато новой продукцией заинтересовались изготовители одежды. Теперь комбинат надеется стать поставщиком для «Джили». Для этого уже разработана специальная автомобильная кожа. Крайне проблемно выглядит сотрудничество с мебельщиками. Оказывается, «они еще более несчастные, чем обувщики».

Таким образом, специализация белорусских кожзаводов складывается сама собой. Возможно, наиболее разумным выходом было бы закрытие двух пред­приятий, чтобы оптимизировать ассортимент продукции и численность работников. Но это неправильный путь, считает М. Кунц.

Чтобы кожевенная отрасль улучшила свое положение, требуется восстановить обувное производство. Но тут не обойтись без финансирования и льгот. В противном случае можно потерять обе отрасли, говорили участники встречи. «Уповать на то, что «Белвест» и «Марко» добавят по 1 млн. пар – этого для кожевенников мало, нам, чтобы благополучно жить, надо, чтобы обувщики добавили 10 млн. пар обуви, – считает М. Кунц. – Поэтому главный вопрос к правительству – думать над тем, как дать деньги не кожевникам, а обувщикам. Как, например, вдохнуть жизнь в фабрику «Неман», которая уже два месяца не платит?».

МОЖЕТ быть, тут помогла бы смена собственников? Председатель кон­церна «Беллегпром» Н. Ефимчик заверил, что «с удовольствием» продал бы акции фабрики «Неман» предпринимателям на условиях частно-государственного партнерства. «Это прекрасное во всех отношениях предприятие, там хорошее оборудование, сохранился кол­лектив, но загрузка мощностей – в луч­шем случае 30%. Они выпускают дет­скую обувь – самую дефицитную позицию. И если кто-то из присутствующих здесь частных компаний готов быть соинвестором или инвестором, мы с удовольствием обсудим эту тему», – заявил Н. Ефимчик. Такой же подход помог бы обремененной долгами Лидской обув­ной фабрике. В концерне обеспокоены перспективами роста проблем в ОАО «Луч». Поэтому «Беллегпром» готов обсуждать с любыми заинтересованными лицами возможности инвестирования и дальнейшего развития этого предприятия, в т.ч. перспективы его переноса за городскую черту. Примеры таких решений есть: скажем, текстильщики сейчас активно покупают швейные предприятия, отметил Н. Ефимчик. Но кожевенники, располагая сырьем, «хотят быть сами по себе».

Взглянуть на проблемы отрасли с другой стороны предложил директор ИП «Актив Шуз» Дмитрий Лейтан. Надо признать, что потенциал обувных предприятий подорван. Никто из них не берет дополнительные заказы на пошив обуви, потому что нет швей. Если некого посадить за швейную машинку, неважно, дорогая ли кожа. «Я размещаю заказы на 5 предприятиях, у меня еще есть заказы, которые никто не берет. «Неман» загружен на 30%, но когда к нему приходишь и предлагаешь работу на год, они не берутся. Шить – некому, – отметил Д. Лейтан. – Система образования не решает эту проблему. Никто не желает обучаться рабочей профессии. При этом для российских партнеров мы стали дорогими, они рабочую обувь начинают предлагать от 6 USD за пару, монтируя ее из китайской заготовки. И мы со своим предложением уже вне рынка».

Не меньше кадровой проблемы руководителей беспокоят цены на кожу, предлагаемые на внутреннем рынке. За 32 USD/м2 сырье можно возить из Италии, считает директор ООО «Обувная фабрика «Батиччелли» Наум Кац. По его словам, из кожи МКПО вполне можно делать обувь хай-класса. Но эта ниша невелика. А вот товар для пошива обуви эконом-класса на внутреннем рынке не купить. К тому же выставляемые МПКО условия оплаты таковы, что выгоднее работать с российскими заводами, которые дают отсрочку 90 дней и более. Но тогда приходится содержать российскую компанию, чтобы подтверждать НДС.

Объединяя кожевенные пред­приятия, нужно создавать не административную пирамиду, а технологическую цепочку вместе с обувщиками, считает Н. Кац. Пока «Батиччелли» ведет переговоры с российскими компаниями о том, как встроиться в их цепочку, причем не только технологическую, но и сбытовую. На рынке РФ выживают только те, кто сотрудничает с сетями.

Между тем развитию парт­нерских отношений белорусских предприятий между собой мешают иные факторы. Так, заместитель директора по производству ЗАО «Сивельга» Александр Прокопьев считает, что МКПО, у которого его компания традиционно закупает 80% сырья, страдает от своего статуса госпредприятия. Закрепощенность руководства мешает работать как ему, так и его партнерам. Это сдерживает реализацию, потребление обув­ными компаниями, считает А. Прокопьев.

С подобными трудностями стал­кивается и СООО «Белвест». Зарубежные поставщики кож­товара дают отсрочку платежа 90 дней и более, а продукция у них на 30% дешевле, чем у отечественных производителей, отметил директор компании Юрий Суманеев. Но, с другой стороны, у белорусских кожевников есть свои преимущества: им всегда можно отправить товар на доработку или на пересортировку. Но работать с од­ним поставщиком сложно как по линейке артикулов, так и по другим параметрам.

«Идея расширения наших возможностей по производству обуви никуда не исчезла. Нам об этом неоднократно напоминали и правительство, и Администрация Президента. Поэтому был разработан ряд альтернативных инвестиционных проектов. Так, 1,5–2  года назад появилась идея создания холдинга «Белвест» – «Луч» – «МПКО», – напомнил Ю. Суманеев. – Но от нее отказались, т.к. структура такого холдинга не была вос­принята как монолитная, поз­воляющая всем участникам нарастить объемы производства». Теперь «Бел­вест» планирует создать новое производство, чтобы обеспечить потребности своей товаропроводящей сети. Проект стоимостью 50 млн. USD внесен в правительство.

Другая новость «Белвеста» – выкуп доли государства (55%) российской компанией «Политекс». Интересно, что об этом рассказал генеральный директор «Марко» Николай Мартынов. По его мнению, продавать нужно, но необходимо выбрать правильную схему приватизации. «Я это поддерживаю. Но заплати своими деньгами и тогда подавай идею о преференциях, – отметил Н. Мартынов. – А сейчас позиция такая: дайте деньги из бюджета, мы выкупим долю, и еще дайте преференции». Правда, глава «Беллегпрома» Н. Ефимчик уточнил, что доля государства будет продаваться по рыночной цене, а условием сделки является создание 400 рабочих мест. При этом планируется предоставить льготу по налогу на прибыль.

Таким образом, шансы найти инвесторов у кожевников и обувщиков есть. Вопрос лишь в условиях сотрудничества.

СПРАВКА «ЭГ»

По данным Белстата, за 10 месяцев т.г. белорусские организации произвели 416,6 млн. дм2 кожи дубленой и выделанной, что на 0,7% больше, чем в январе–октябре 2016 г. Также было произведено 340 женских и мужских сумок (+3,3%) и 8121 тыс. пар обуви (+8,9%), в т.ч. 1309 тыс. – резиновой и из полимерных материалов.

Ранее производство кожи в республике выросло с 438,7 млн. дм2 в 2011 г. до 502,5 млн. дм2 в 2016-м, сумок – сократилось с  652 тыс. шт. до 553 тыс., а обуви – с 17 149 тыс. пар до 10 031 тыс., в т.ч. с верхом из кожи (кроме спортивной, защитной и специальной) – с 10 194 тыс. до 6120 тыс. пар. При этом использование производственных мощностей по выпуску обуви сократилось с 70,5% в 2011 г. до 53,3% в 2016-м.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by