Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Сейчас корректировка, впереди реформа

Заместитель директора ООО «РСМ Бел Аудит» Евгений Герштейн. Фото с сайта ilex.by

О том, как продвигается работа над изменениями в белорусской системе налогообложения, «ЭГ» рассказал член специальной межведомственной рабочей группы для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса (НК), заместитель директора ООО «РСМ Бел Аудит» Евгений ГЕРШТЕЙН.

– Евгений Феликсович, на каком этапе сейчас находится работа над новой редакцией Налогового кодекса и как вы ее оцениваете?

– Близка к завершению. Полагаю, что сделано немало.

Во-первых, приведена в порядок Общая часть: введены достаточно либеральные базовые прин­ципы налогообложения; более уравновешенными стали выглядеть права и обязанности участников налоговых правоотношений; «разобраны» и более понятно «собраны» отдельные детали исполнения налоговых обязательств. Ведь именно это часто затрудняло «налоговую жизнь» многих налогоплательщиков и вызывало обо­снованные нарекания.

Во-вторых, сделаны шаги в сторону упрощения понимания многих норм Особенной части, в частности, сближения бухгалтерского и налогового учета, расхождения между которыми давно уже стали притчей во языцех. Кроме того, внесены коррективы в проблемные положения, касающиеся исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль, подоходного налога.

Проект Общей части уже есть, и очень скоро мы будем иметь и проект Особенной части.

– Но ряд важных проблем, на которые не раз обращало внимание и бизнес-сообщество, и научные круги, все равно остались...

– Да, безусловно. Есть вопросы к редакции положений по основным налогам: по-прежнему не все «практично» с налоговыми затратами, остаются серьезные проблемы с НДС. Пока на данном этапе ряд вопросов по этим налогам вынесен «за скобки», но их все равно придется решать.

Впрочем, к более пред­метному анализу ключевых корректировок все же стоит обратиться позд­нее, по завершении работы над НК, поскольку нельзя забывать, что пока эти решения еще не окончательны. Однако хотел бы обратить внимание, что новая редакция НК – это результат работы не только исключительно Минфина и МНС, а именно совместный труд пред­ставителей многих об­щественных объединений, аудиторских и кон­салтинговых компаний, бизнес-­структур.

Поэтому если оставить в стороне чрезвычайно краткий срок, отведенный для доработки одного из ключевых экономических нормативных правовых актов, вряд ли кто-то будет отрицать значимость налоговой системы для экономики государства. И сейчас ситуация такова: что удалось, то удалось, что осталось нерешенным, слишком проблемным – задача уже контурно обозначенной предстоящей налоговой реформы в стране, поскольку отведенный срок действия новой редакции НК – всего два-три года. По сути новую редакцию НК можно оценить как тактический документ.

– Тогда заглянем в перспективу. Что понимается под налоговой реформой?

– Реформа – это громкое и по-своему таинственное слово, и что именно будет подразумеваться под налоговой реформой, еще, конечно, предстоит прояснить. Но в принципе уже есть обозначенные элементы налоговой реформы, поэтому представляется, что важнейшим для субъектов хозяйствования будет вопрос, к примеру, не механизма распределения налоговых поступлений между бюджетами, а видов налогов, их места в общей структуре платежей.

Насколько можно судить сегодня, речь может идти об усилении роли косвенного налогообложения, понятно, что прежде всего НДС. Еще один важный вопрос – возможность введения единого имущественного налога. Ну и, наконец, перманентно возникающий новаторский ход – замена взносов в ФСЗН социальным налогом. Это, пожалуй, все, назовем его, официально предполагаемый вариант налоговой реформы.

В качестве радикальной альтернативы выдвигается отмена НДС и замена его налогом с продаж, сохранение акцизов и «плоского» подоходного налога – и все, остальные налоги должны якобы кануть в Лету. Что касается введения вместо НДС налога с продаж – предложение более чем спорное.

Можно допустить и какие-то комбинации из разного налогового набора. По-моему, стоит задуматься, прежде чем что-либо выбирать, над некоторыми, пусть и небесспорными, но, наверное, и не бессмысленными вещами.

– И что бы вы хотели выделить?

– Во- первых, налоги, конечно, важны, но они важны не сами по себе, первичны все же базовые экономические отношения, а уже в них встраивается налоговая система и потом становится внутренним регулятором. Пока мы можем только предполагать, что будет с «экономической архитектурой» страны через 3 года и в дальнейшем, учитывая стремительно меняющиеся внешние факторы.

Во- вторых, мы должны четко решить, на что опираться и есть ли на кого опираться. Обратите внимание, Евросоюз, впрочем, и не только Евросоюз, в последние годы озабочен прежде всего борьбой с уходом от налогообложения и отмыванием денег, в т.ч. через так называемую оптимизацию налогообложения. Можно напомнить про План BEPS, FATCA и другие меры.

Ведь раньше в качестве положительных примеров низкой налоговой нагрузки приводились оффшоры и так называемые «безналоговые гавани». А сегодня с ними и компаниями, которые там регистрируются, ведется серьезная борьба. Активизированы усилия за счет электронных методов в борьбе с уклонением от уплаты НДС за счет новых возможностей камерального контроля. Шестая директива ЕС по НДС по сути уже уничтожается, постоянно внедряются новые, более совершенные методы «отлавливания» уклонистов от налогообложения. Полагаю, прежде всего надо все же искать и прорабатывать пути совершенствования налогообложения и гармонизации налоговых систем, а не хвататься в панике за какие-то отдельные меры.

– В последнее время как раз много говорится о гармонизации налоговых систем, в частности, наши биз­нес-структуры часто предлагают унифицировать наше налоговое законодательство с партнерами по ЕАЭС...

– А меня как раз всегда удивляет безоговорочная оглядка на опыт стран – членов ЕАЭС – Россию и Казахстан. Кстати, интересно, что бизнес-союзы не раз предлагали снизить ставку НДС в Беларуси до уровня российской, и вот вам последние события: там с нового года планируют повысить ставку НДС до 20%. Правда, это не обосновывается необходимостью уравнять ее с нашей. Да, членство в ЕАЭС обязывает, но едва ли обоснованно говорить о необходимости унификации структуры налогов, их ставок, вообще каких-либо налоговых проектов в условиях совершенно различных масштабов, структур и принципов экономик, и при этом еще не учитывать и разное географическое положение государств. А почему бы нам при реформировании налоговой системы не учитывать, например, опыт Чехии, Эстонии, Польши и других государств со значительно более близкими нам структурой и масштабами экономики?

Я бы предложил, пусть это кому-то и покажется банальным, центристскую политику: это не чрезмерная осторожность либо оглядка на всех, но взвешенность. Да, надо использовать хорошее, что там есть, учитывая все же наши особенности, при этом не впадая в практику однозначного копирования или, наоборот, переоценивая самобытность применительно к налоговой сфере. И если налоговая реформа или то, что под ней подразумевается, планируется у нас уже через два-три года, то предметно заниматься этими вопросами надо сегодня, а не в том, не побоюсь сравнения, темпе галопа, который уже изначально предполагался при корректировке НК. Тогда действительно можно будет получить стоящий результат.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений