Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Факты, комментарии
02.09.2008 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Себя показать и других посмотреть

Развитию выставочной отрасли мешает отсутствие больших помещений

У выставочных компаний лето — время каникул. «ЭГ» воспользовалась моментом и побеседовала с генеральным директором ООО «Экспофорум» Дмитрием НЕКРАШЕВИЧЕМ о предстоящем сезоне и проблемах, характерных для выставочно-ярмарочной сферы.

- Будут ли сюрпризы, которые могут удивить экспонентов и посетителей нынешней осенью?

— Есть. Как приятные, так и не очень. К первым можно отнести улучшение качества предоставляемых услуг. Этот процесс заметен на протяжении всех последних лет и обусловлен жесткой конкуренцией, стимулирующей поиск новых форм работы. Только в Минске ежегодно проводится более 80 профильных мероприятий. Ко вторым — очередное повышение цен на участие в выставке. Ценник поднимется на 20-30%, что будет выше аналогичного прошлогоднего периода на 5-10%.

- Что наиболее влияет на рост цен?

— Структура затрат в нашей сфере такова: примерно 30% составляет аренда площадей, еще столько же — энергоносители и коммунальные услуги, 15% — реклама, остальное — заработная плата, налоги, другие стандартные статьи, характерные для производства.

В последнее время существенно растут затраты на рекламу. Резкий скачок стоимости аренды площадей мы пережили в 2000 г. Потом испытали энергетический шок. Теперь вот рекламный прессинг.

Успех или провал выставки во многом зависит от раскрутки проекта, поэтому приходится идти на эти затраты. Только в 2008 г. расценки на радио поднялись на 151-160% (в зависимости от каналов); на телевидении — 126-132%; в сети Интернет — в среднем более чем на 200%.

- За счет чего зарабатывают организаторы?

— Структура доходов складывается из регистрационного сбора (который включает в себя стоимость каталога, предоставление постоянных и разовых пропусков и т.д), оплаты аренды необорудованной площади в выставочном павильоне или вне его, подготовки рабочего места.

В арсенале любой серьезной компании существует более 200 видов услуг, которые она оказывает сама либо через аккредитованных подрядчиков. Отмечу, что организаторы не зарабатывают на продаже билетов. Их стоимость символична — обычно 1 тыс. руб. — и позволяет лишь оплатить полиграфию и работу кассира. Введение в оборот квитков объясняется тем, что это дает возможность объективно отчитаться о количестве посетителей, а также отпугнуть «сборщиков» макулатуры — зеваки мешают профессионалам.

В итоге рентабельность выставочных мероприятий колеблется в границах 6-10%.

- Каков объем и тенденции развития рынка?

— По оценкам специалистов, его емкость в 2008 г. составит около 10 млн. USD. Ежегодная прибавка небольшая — около 5-10%. Добиться более значимого прогресса сегодня вряд ли возможно. Так как выставки — это лишь барометр развития бизнеса в стране.

Из тенденций можно отметить изменение структуры выставочной программы. Розничная торговля вытеснила на задний план прежде популярные выставки-продажи. Исключение пока составляют новогодние распродажи и мероприятия, посвященные 1 сентября. К ним у покупателя интерес по-прежнему высокий.

Следует отметить все возрастающую специализацию выставок. Это дает возможность специалистам встретиться и детально обсудить профессиональные вопросы, избегая ненужных контактов. Углубление в узкую тематику продолжится. Универсализм нынче не в моде. Именно от дробления крупных выставок можно ожидать появления новых.

- Кто у нас основные игроки на выставочном рынке?

— В Беларуси пять компаний-старожилов, давно знающих друг друга и зачастую совместно реализующих проекты. Им приходится ютиться на трех более или менее пригодных столичных павильонах (пр. Победителей, 14; ул. Я. Купалы, 27 и пр. Победителей, 22/2). То есть наиболее привлекательный столичный рынок давно поделен. Конкуренция идет главным образом за специализированные выставки одной тематики, проводимые в пределах города.

Можно попробовать закрепиться в регионах и ждать роста именно там. Однако низкий уровень развития бизнеса и платежеспособности населения, а также отсутствие надлежащих помещений (в областных центрах при благоприятном раскладе можно добиться права выставиться лишь в каком-либо дворце культуры или ледовом) не даст в ближайшие годы серьезной прибыли за пределами МКАД.

- Насколько необходимы выставочному бизнесу новые инвесторы? Где они могут найти место для приложения своих усилий?

— Найти свободную нишу очень сложно: выбить какого-либо из ветеранов рынка почти нереально. Зато придется поломать голову, в какое время и где провести мероприятие, потратить десятки тысяч USD на освещение проекта в СМИ, PR-раскрутку, зарплату сотрудникам, которых надо нанять задолго до открытия выставки.

Заменить собой организатора объективно сложно. Поэтому выделю три аспекта, на которые хотелось бы обратить внимание потенциальных инвесторов. Во-первых, компании с количеством сотрудников 30-50 человек, проводя по три и более выставки в месяц, физически не в состоянии оказать на них более 200 видов требуемых услуг. Поэтому сегодня активно используются возможности партнеров и подрядчиков (туристических агентств, экспедиторов, переводчиков и т. д.). По нашим наблюдениям, инвестиции в смежные отрасли сегодня актуальны.

Во-вторых, по официальной зарубежной статистике, на 1 USD дохода, получаемого организатором, 10 USD получает городская инфраструктура. За счет расселения участников выставок, их питания, обеспечения транспортом, переводчиками и т. д. Достижение подобных показателей у нас — в далекой перспективе. Прежде необходимы инвестиции в отели, рестораны, транспорт и т. д.

В-третьих, много говорится, да мало делается в строительстве действительно большого выставочного павильона. Его отсутствие — серьезный тормоз для нашего бизнеса. Нынешних площадей для проведения всех мероприятий недостаточно. В итоге мы теряем клиентов, а страна — налоговые поступления и новые перспективные варианты сотрудничества для хозяйствующих субъектов.

Чтобы выкрутиться из ситуации, нами задействуются возможности футбольного манежа. Но они не безграничны, и там имеются явные минусы. На спортивном объекте приходится сталкиваться с проблемами логистики, размещения автотранспорта, особыми правилами расстановки оборудования, проводки коммуникаций. Да, если объективно смотреть на вещи, даже 10 тыс. м2 ничтожно малы по сравнению со 100 000 м2, на которых работают конкуренты из России, Украины, Польши. Впрочем, строительство такого масштабного объекта — это инвестиции от 100 млн. USD, что делает шансы на его появление мизерными.

- Они никогда не окупятся?

— Шанс окупить расходы есть. Но это будут очень «небыстрые» деньги. На текущий момент ряд отечественных выставок имеют статус региональных лидеров — под Беларусь подстраиваются соседние государства. В нашу пользу играет выгодное месторасположение. Поэтому даже отставание в инфраструктуре не столь уж значимо для высокого интереса международных компаний. С постепенным же развитием бизнеса внутри страны вырастет и число клиентов. И это дает надежду.

- Можно ли законодательными мерами помочь отрасли?

— При проведении мероприятий больших трудностей мы не испытываем. Иное дело с некоторыми иностранными участниками. У них нередко возникают сложности с таможней. Процедура там тяжелая и длительная по срокам, в какой-то мере оказывающая негативное влияние на число клиентов. Каждому из них не объяснишь необходимость обращения в узкоспециализированные компании, которые знают и понимают все нюансы прохождения границы.

Решение данной проблемы благотворно сказалось бы как на нашем бизнесе, так и на работе белорусских предприятий, которые приобретут новых деловых партнеров.

Антон БОЙКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений