$

2.5600 руб.

3.0438 руб.

Р (100)

3.3894 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Исследования

Сдержанный оптимизм немецкого бизнеса, но не в отношении белорусской экономики

20.11.2020
Сдержанный оптимизм немецкого бизнеса, но не в отношении белорусской экономики
Фото: blogs.iadb.org

Ожидания немецких компаний за рубежом относительно экономической ситуации в их стране сейчас лучше, чем весной, но они существенно отличаются от региона к региону. Об этом свидетельствуют свежие данные опроса AHK World Business Outlook, который проводится дважды в год, весной и осенью, всемирной сетью немецких внешнеторговых палат (Deutsche Auslandshandelskammer, AHK, представлена в 92 странах мира), головной организацией которых выступает Немецкий союз торгово-промышленных палат (DIHK). Опрос проводился с целью получения и актуальной оценки немецкого бизнеса в отношении конъюнктуры мирового рынка и вызовов для внешнеэкономической деятельности.

Улучшения самочувствия мировой экономики ожидают 33% немецких компаний – участников опроса, 34% ожидают, что ее состояние ухудшится в следующие 12 месяцев.

Более всего оптимизма испытывают немецкие компании в Китае – 51% прогнозируют рост, 32% – сохранение текущих позиций, 17% – ухудшение. Менее всего оптимистичны немецкие компании, ведущие бизнес в восточной и юго-восточной Европе (включая Турцию и Россию): 16% прогнозируют рост, 33% – стабильность, 51% – падение.

 

Рост – да. Но не сейчас

В части прогнозов на восстановление экономики в стране своего присутствия у немецких компаний в разных регионах также весьма пестрая палитра мнений. Скажем, в Южной и Восточной Европе (включая Турцию и Россию) только 1% немецких компаний прогнозируют восстановление экономики в течение 2020 г., 30% надеются на него в 2021 г., а 45% – лишь к 2022 г. Среди немецких компаний, работающих в Китае, – радикально иные ожидания: 25%  ставят на восстановление, 44% – считают, что оно произойдет в следующем году, и лишь 20% предполагают, что оно задержится до 2022 г.. В остальной части мира цифры колеблются от 2 до 4% в 2020 г., от 32 до 40% – в 2021 г. и от 30 до 43% – в 2022 г.

Четверть немецких компаний за рубежом хотят в следующем календарном году инвестировать больше, а 28% планируют сократить свои вложения в ближайшие 12 месяцев. Это гораздо более оптимистичные показатели, чем весной (12% и 54% соответственно). То же и с персоналом: 26% немецких компаний за рубежом планируют нанять больше сотрудников. Напротив, 21% ожидают сокращения рабочих мест в следующие 12 месяцев. Весной настроения были гораздо мрачнее: соответственно 11% и 35%. Нынешние намерения в части создания новых рабочих мест, правда, все равно далеки от экспансионистских планов в докризисный период. Осенью 2018 г., например, 39% компаний, участвовавших в опросе AHK World Business Outlook, собирались расширяться и нанимать новых людей и только 13% планировали сокращения.

Среди основных рисков для немецких компаний, работающих за границей, в исследовании чаще всего упоминаются спрос (63%), условия экономической политики (48%) и обменный курс (28%). По-прежнему высок показатель финансовых рисков (27%), который, правда, снизился по сравнению с весной на 10%, но все равно закладывается в экономическую стратегию более четверти компаний.

12% компаний ищут новые локации, собираясь переезжать. Главные из причин – развитие рынка в стране пребывания, оптимизация расходов, диверсификация рисков, торговые барьеры, таможенные пошлины, госрегулирование в той или иной стране, ограничения в перемещении, санкции. В «почетный» список стран с потенциально самым высоким выездным трафиком попала и наша Беларусь, где она делит 13-14 места с Аргентиной (релокейт из Беларуси планируют 14% компаний с немецкими корнями). Лидерами же в этом сомнительном списке являются Великобритания (55%), Иран (30%), Боливия, ЮАР, Египет (по 24%), Венесуэла (23%).

 

А что у нас?

Отдельное исследование представляют собой оценки немецких компаний, действующих в Республике Беларусь. В опросе приняли участие 47 компаний. В отраслевом разрезе это 25 предприятий сферы услуг, 14 – сферы торговли и 8 промышленных и строительных предприятий.

Текущее экономическое положение своих предприятий оценивают как удовлетворительное 68,1% компаний, почти четверть предприятий – как хорошее, 8,5% респондентов – как плохое.

Прогнозируя перспективы своего предприятия в нашей стране на 2021 г., половина компаний ожидает сохранения своего текущего экономического положения на прежнем уровне (53,2%), 4 из 10 респондентов предполагают его ухудшение (42,6%).

Более половины компаний будут сокращать свои инвестиционные расходы в ближайшие 12 месяцев либо не планируют их вообще, 4 из 10 респондентов рассчитывают на сохранение объема инвестиций на прежнем уровне, 6,4% планируют их увеличение.

В качестве основных рисков для своего экономического развития 2/3 компаний отметили политико-экономические условия, 6 из 10 компаний – падение спроса. У половины респондентов опасения вызывают также колебания обменного курса и обеспечение правовых гарантий, у трети компаний – ограничение возможности финансирования.

Ухудшения рыночной конъюнктуры в стране в ближайшие 12 месяцев ожидают 71,7% из 47 опрошенных немецких компаний. А еще 17,4% – значительного ухудшения. И только 10,9% предполагают, что в этой части все останется без изменений. 

Улучшения не ожидает никто.

Прогноз немецких компаний в отношении восстановления конъюнктуры в Беларуси таков: 85% респондентов ожидают восстановления конъюнктуры в Беларуси в 2022 г. и более поздние сроки, 13% компаний оптимистично рассчитывают на восстановление уже в 2021 г.

Справочно: AHK World Business Outlook основан на опросе компаний – членов всемирной сети немецких внешнеторговых палат, делегированных бюро и представительств. Более 3500 немецких компаний, филиалов и дочерних компаний, а также компании, имеющие тесные связи с Германией, приняли участие в опросе в октябре 2020 г. 39% ответивших компаний представляют промышленную и строительную отрасли, 40% – сферу услуг и еще 21% – сектор торговли.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 

Автор публикации: Дмитрий ДРИГАЙЛО


***