Оснащение рабочих мест считывателями ID-карт
С технической и юридической точек зрения установить тождество человека самому себе по документам достаточно сложно. Безопасность удостоверяющих документов – ключевой вопрос идентификации личности. В свою очередь безопасность предполагает ужесточение требований к защите документов, в т.ч. ко включению в них оптимального объема персональных данных физических лиц.
Согласно Указу от 16.03.2021 № 107 «О биометрических документах» к биометрическим документам, удостоверяющим личность, относят 3 вида документов:
1) идентификационую карту гражданина РБ – пластиковую смарт-карту с микросхемой;
2) биометрический вид на жительство в РБ иностранного гражданина, подтверждающий получение разрешения на постоянное проживание в Беларуси;
3) биометрический вид на жительство в РБ лица без гражданства, подтверждающий получение разрешения на постоянное проживание в РБ.
После введения в оборот с сентября 2021 г. биометрических документов организации для получения персональных данных гражданина вынуждены будут оборудовать рабочие места считывателем идентификационных карт.
Естественно, некоторые организации, обеспечивая свои бизнес-процессы, смогут ограничится лишь доступной информацией, находящейся на пластиковой смарт-карте, не получая дополнительную (не содержащуюся на карте) информацию, например, сведения о месте регистрации, браке и детях.
Однако только посредством считывателя ID-карт можно проверить легитимность карты с учетом 10-летнего срока ее действия и исключить использование аннулированной карты.
Чтобы получить полную информацию с ID-карты, организациям необходимо организовать рабочее место.
Варианты получения информации с ID-карты
1. Использование единого портала электронных услуг (ЕПЭУ) Национального центра электронных услуг (НЦЭУ) portal.gov.by.
Так организации, не имеющие информационных систем (интегрированных с ОАИС и ЕС ИФЮЛ) недостающие сведения с идентификационной карты могут получить посредством ЕПЭУ.
При этом сотруднику организации необходим:
– компьютер с выходом в интернет (скорость не менее 1 мбит/с) и установленной клиентской программой, а также браузер Internet Explorer;
– считыватель ID-карт;
– ключ с электронной цифровой подписью ГосСУОК НЦЭУ;
– договор с НЦЭУ на оказание услуг посредством ЕПЭУ.
Последовательность действий:
– зайти в личный кабинет ЕПЭУ с использованием собственной ID‑карты (ID-карта должностного лица) или электронного ключа с ЭЦП;
– выбрать услугу по получению недостающих данных;
– гражданин, чьи данные запрашиваются, должен приложить свою ID-карту к считывателю и подтвердить свое согласие (ввести PIN 1) на получение персональных данных. Далее гражданину необходимо ввести PIN 2;
– после обработки запроса в личном кабинете отобразятся доступные персональные данные.
Справочно: гражданам, решившим получить ID-карты, вместе с ней будут выдаваться два PIN кода. PIN 1 – для аутентификации – 6 цифр, PIN 2 – для выработки ЭЦП – 7 цифр).
2. Использование собственной системы, доработанной под требования интеграции с Единой системой идентификации физических и юридических лиц (ЕС ИФЮЛ).
Такой алгоритм предусматривает наличие в организации своей информационной системы, которую необходимо доработать под требования интеграции с ЕС ИФЮЛ (требования по интеграции можно получить у оператора НЦЭУ).
Требования к рабочему месту:
– компьютер с установленной клиентской программой, которая предоставляется безвозмездно;
– считыватель ID-карт;
– ключ с ЭЦП (при отсутствии у должностного лица ID-карты).
Последовательность действий:
– зайти в клиентский модуль информационной системы организации (АРМ), при помощи собственной ID-карты или электронного ключа с ЭЦП;
– выбрать электронную услугу или административную процедуру, которую необходимо осуществить в отношении обратившегося гражданина;
– подписать запрос (по требованию информационной системы) на получение данных своим ключом или с помощью своей карты;
– далее гражданин, чьи данные запрашиваются, должен приложить свою ID-карту к считывателю и подтвердить свое согласие (ввести PIN 1) на получение персональных данных. Далее гражданину необходимо ввести PIN 2;
– после обработки запроса в личном кабинете отобразятся доступные персональные данные.
3. Использование информационных систем внутренних дел.
Этот алгоритм доступен только организациям, имеющим свою информационную систему, интегрированную с информационной системой внутренних дел, либо клиентский модуль доступа (АРМ) к информационной системе МВД. Наличие считывателя ID-карты в таком случае не требуется.
Данный алгоритм используется для подтверждения личности владельца ID-кары, получения дополнительных сведений о нем без его согласия. При этом должностные лица государственного органа или организации в соответствии с законодательством должны быть наделены правом получать персональные данные без согласия гражданина.
юрист-консультант