Санкции под новогоднюю елку:— анонсированы новые меры воздействия на правительство
В ноябре санкционная риторика со стороны европейских стран и США в отношении Беларуси усилилась. Сообщается о подготовке третьего пакета санкций, в который попадут не только чиновники, но и представители бизнеса, связанные с государством. По предварительным данным в итоговый список могут включить 20 бизнесменов и около 400 предприятий. Документы уже предоставлены на утверждение, решение может быть принято на ближайшем заседании министров иностранных дел ЕС 7 декабря.
Третий пакет санкций может быть самым чувствительным для страны, поскольку может задеть крупнейшие предприятия промышленности, работающие на экспорт. Особенно уязвимым выглядит бизнес, связанный с переработкой нефти и продажей за рубеж полученных нефтепродуктов, банковский сектор и Беларуськалий. Введение санкций в отношении отдельных бизнесменов и предприятий грозит арестом активов и денежных средств, размещенных в ЕС и США, закрытием наработанных рынков сбыта, разрушением отлаженных цепочек поставок и системы корреспондентских отношений с банками, усилением контроля за денежными операциями между белорусскими предприятиями и их западными контрагентами.
Кому война, а кому и мать родна
Пока европейские и американские политики работают над расширением санкционных мер, западные контрагенты не спешат разрывать деловые отношения с белорусскими предприятиями.
Яркий пример – норвежская компания Yara, один из крупнейших покупателей белорусского калия. Из официального пресс-релиза, опубликованного на сайте компании, следует, что она поддерживает международные права человека, свободу волеизъявления и ожидает, что все ее деловые партнеры будут подчиняться международным стандартам в области прав человека и соблюдать права сотрудников. Поэтому компания внимательно следит за событиями в Беларуси и продолжает оценивать их потенциальное влияние на работников. Однако Yara продолжает импортировать белорусский калий в рамках заключенных ранее контрактов.
Еще один пример бизнеса, который не готов отказываться от выгодного сотрудничества в угоду демократических ценностей, – предприятие Eickhoff (Германия), которое производит оборудование для горнодобывающей промышленности. Несмотря на давление местных активистов, требующих прекратить сотрудничество с государственным предприятием, позиция директора фирмы остается неизменной – бизнес есть бизнес, а заниматься защитой демократии должны политики.
Третий пример – австрийский банк Oesterreichische Kontrollbank, который ведет переговоры с АСБ Беларусбанк о предоставлении очередного кредита. Хотя окончательные результаты переговоров пока не известны, еще в прошлом месяце обе стороны были полностью удовлетворены ходом диалога. То есть наличие государства в составе акционеров белорусского банка не особенно смутило австрийцев.
Однако не для всех западных контрагентов поддержка демократических преобразований является фигурой речи для пресс-релизов и публичных завлений. Например, ЕБРР не словом, а делом выразил свое отношение к тому, что происходит в стране. Банк сократил финансирование государственных проектов еще в сентябре-октябре, а в ноябре официально связал свое решение с общественно-политическими событиями.
Есть и третья категория иностранных компаний, которая стремится извлечь выгоду из сложившейся ситуации. В частности, решение Канады о присоединении к санкциям в отношении Беларуси может быть продиктовано, как считают некоторые специалисты, прагматическими соображениями, поскольку крупная канадская компания Nutrien является прямым конкурентом Беларуськалия.
Точечные удары или ковровая бомбардировка
В качестве одной из мер воздействия на правительство прорабатывается вопрос об отключении учреждений белорусской банковской системы от международной платежной системы передачи информации и совершения платежей SWIFT. Это довольно жесткий шаг, который существенно затруднит расчеты с западными контрагентами и приведет к финансовой изоляции страны. Из-за того, что отключение системы SWIFT исключает адресный характер санкций, под удар попадет и частный бизнес, и простые граждане. Эксперты до недавнего времени оценивали вероятность введения таких ограничений как низкую.
Однако стало известно, что отдельные белорусские банки начали активно подключаться к российской платежной системе «Сервис-бюро СПФС». К системе уже присоединились БТА Банк, Идея Банк, РРБ-Банк, ТК Банк, Банк ВТБ (Беларусь), Банк БелВЭБ, Белгазпромбанк. Учитывая, что некоторые банки получили письма от Нацбанка с рекомендацией подключиться к российской системе, можно предположить, что регулятор расценивает риск отключения от SWIFT как достаточно реальный.
Если все же отключение платежной системы не состоится, выйти сухими из воды у банков все-таки не получится. Новые санкционные меры и возросшие внутренние риски приведут к тому, что банки будут отрезаны от источников финансирования, а их кредитные рейтинги в среднесрочной перспективе могут быть понижены. Финансовые операции белорусских предприятий теперь станут красной тряпкой для комплаенса – служб, осуществляющих финансовый контроль на предмет соответствия действующему законодательству и принятым нормам. Режим усиленного контроля может привести к тому, что ряд финансовых операций будет недоступен предприятиям и гражданам, никак не связанным с санкционными списками. Зачем европейскому банку рисковать репутацией перед лицом регуляторов и аудиторов и открывать счета белорусам, если можно просто отказать в обслуживании таким «подозрительным» клиентам.
Это приводит нас к любопытному выводу: введение санкций в отношении отдельных лиц и аффилированных с ними предприятий в среднесрочной перспективе грозит ухудшением делового имиджа Беларуси и превращением ее в некую «серую» юрисдикцию. В итоге белорусский паспорт может стать сигналом о том, что такой клиент является нежелательным для финансовых учреждений, заботящихся о своей финансовой репутации. Таким образом, рано или поздно под санкции могут попасть все белорусы, даже если никакого прямого отношения к санкционному списку они не имеют.
Санкции и эффект домино
Введение более жестких санкционных мер имеет еще несколько далеко идущих последствий для национальной экономики.
Во-первых, это осложнение доступа к международному рынку капитала. С учетом снижения суверенного кредитного рейтинга Беларусь больше не сможет рассчитывать на привлечение займов от европейских банков и международных финансовых институтов, а в тех редких случаях, когда деньги нам все же дадут, ставки будут высокими, отражая возросшие риски нашей страны как заемщика.
Во-вторых, это сокращение внешней торговли со странами ЕС и Украины. Несмотря на то, что большая часть белорусского экспорта и импорта тесно увязана с Россией, именно товарооборот с «большой четверкой» (Польша, Литва, Германия и Украина) является источником поддержания положительного сальдо внешней торговли. Кроме того, европейский рынок является основным рынком сбыта для многих отраслей белорусской промышленности. Например, более 60% древесины, поставляемой на экспорт, покупают европейские страны.
Непродуманной политикой в отношении БелАЭС мы уже потеряли Литву как основного покупателя избытков электроэнергии, однако судя по тому, что выводов из этой истории никто не сделал, впереди нас ждут очередные грабли и даже не одни.
***