Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
25.02.2023 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Самый дорогой год: покупатели по всему миру столкнулись с ростом цен

Фото: freepik.com

Производители и ритейлеры урезают расходы и отмечают растущее стремление покупателей экономить. Потребители затягивают пояса.

Стоимость потребительских товаров растет во всем мире. После пандемии и проблем с поставками сырья, разрывом логистических цепочек глобальные цены ощутимо подскочили. Чтобы не потерять объем продаж, участники рынка сдерживали инфляцию и при этом меньше зарабатывали.

Теперь цены растут еще больше, и 2023 год может стать «дорогим годом», когда все будут платить по счетам, гораздо более высоким чем в 2022 году, пишет Reuters.

О необходимой компенсации расходов заговорили все – от производителей до ритейлеров.

Производители все чаще не идут на уступки ритейлерам в вопросе цен и просто снимают товары с полок; отказываются от заключения долгосрочных контрактов, не предусматривающих пересмотр цен. Процесс пока сдерживает рост СТМ (собственные торговые марки ритейлеров), но остановить инфляцию сможет лишь резкое снижение цен на сырье.

Потребители все больше голосуют за наименее дорогие товары. Аналитики ожидают, что во втором полугодии покупатели будут наиболее чувствительны к изменению цен.

Ритейлеры опасаются, что будут уходить в убытки из-за падения спроса, выстраивают стратегии и сопротивляются диктату поставщиков. Производители «взвешивают» покупательскую способность и вероятность падения спроса на свою продукцию – в условиях экономической нестабильности поднять цены смогут сильные бренды. Инвесторы переключают внимание на компании, демонстрирующие ценовую власть, способные с минимальными издержками повысить стоимость своей продукции и не потерять долю рынка.

Эксперты называют 2023 год и годом жестких переговоров – между ритейлерами и производителями. У торговых сетей остается один весомый аргумент – сила на рынке и масштаб. Чем больше магазинов и продаж, тем сильнее себя чувствует ритейлер, тем большую скидку он сможет выторговать у поставщика. Но очевидно, что производители будут продолжать повышать цены до тех пор, пока не восстановят прибыльность.

Так, крупные производители уже заявили, что будут повышать цены на свои товары в 2023 году. В основном, это сильные бренды, маркам которых нет достойных альтернатив.

В Procter&Gamble, Heineken, Coca-Cola, Unilever, Nestle пояснили, что решение о росте цен принято из-за увеличения производственных издержек, затрат на логистику, рабочую силу, роста цен на энергию и т.п. При этом сильные бренды уже повышали цены на свою продукцию. Например, в 2022 году Nestle повысила цены на 8,2%, но этого оказалось недостаточно для компенсации затрат – чистая прибыль компании в 2022 году упала в 1,8 раза по сравнению с 2021 годом.

Между тем в Беларуси компания «Виталюр» – одна из крупнейших белорусских торговых сетей – объявила о закрытии своих магазинов (всего 94 магазина в 15 городах). Компания развивалась в стране с 1995 года, являлась крупнейшим поставщиком рыбной продукции, овощей и фруктов. В конце 2022 года у компании начались проблемы с поставщиками, ряд производителей подали значительные исковые претензии к ритейлеру. Ожидалось, что «Виталюр» передаст свои торговые объекты сети «Санта» под условием погашения имеющихся задолженностей, но о результатах сделки пока не известно. История с «Виталюром» наглядно рассказывает о реальном положении дел между ритейлерами, поставщиками и производителями.

Читайте нас в Telegram и Viber
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений