$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Колонка Леонида ФРИДКИНА

Самосознание самозанятых

25.08.2016

Белорусская общественность довольно неоднозначно отреагировала на предложение председателя Совета Республики Михаила Мясниковича ввести в республике патентную систему для самозанятых. Многие видят в этом очередную попытку властей выудить деньги у граждан. Между тем идея легализовать индивидуальную трудовую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя имеет свои положительные и отрицательные стороны.

По мнению М. Мясниковича, в Беларуси приобретение патента на самозанятость без постановки на учет в качестве безработных простимулирует предпринимательскую активность лиц, потерявших работу, выход из тени длительно не работающих, но вовлеченных в теневую занятость людей. При этом к самозанятым могут быть отнесены лица, работающие по заявительному принципу без регистрации в качестве ИП, – ремесленники, сотрудники сферы агроэкотуризма, работники личных подсобных хозяйств, лица, занимающиеся уборкой, бытовыми услугами, строительно-монтажными, ремонтными работами, перевозкой пассажиров и грузов, – в т.ч. те, кто работает нелегально, не имея правовой защиты.

Стоимость патента на самозанятость можно приблизить к размеру единого налога, считает М. Мясникович. Потребуется поддержать самозанятых микрокредитованием, безвозмездным предоставлением помещений, консультациями и т.д. Кстати, помнится, такая поддержка обещалась и малому бизнеса, будем надеяться, что хватит на всех.

«Фискальный эффект будет невысоким, но он перекрывается по значимости социальным эффектом, – объясняет М.Мясникович. – Самозанятый не будет получать социального пособия, но он не деградирует, он обеспечивает себя работой, кормит семью, оказывает значимые услуги или производит востребованные товары. В социальном плане он не безработный, что также важно для человека».

Вероятно, так озаботиться проблемами занятости парламентариев заставляет явная неспособность властей справиться со скрытой безработицей и затягивающимся ухудшением благосостояния населения. Между тем непоследовательные попытки стимулировать развитие частного бизнеса и улучшить инвестиционный климат не приносят ожидаемого эффекта. Численность предпринимателей и занятых в экономике сокращается. Попытки развивать ремесленную деятельность в качестве альтернативы предпринимательству не дали желаемого результата – сегодня ремесленников только 6636 человек. Создавать разнообразные барьеры, запреты и ограничения у чиновников получается гораздо лучше.

Идея предоставить населению возможность за скромную плату без лишних формальностей зарабатывать себе на жизнь давно гуляет по евразийским просторам. Например, в числе мер, предусмотренных Cтратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, значится создание удобного и низкозатратного режима налогообложения для самозанятых граждан, осуществляющих отдельные виды деятельности без привлечения наемных работников. В рамках поиска оптимальных способов налогообложения для таких граждан рассматривается вариант введения упрощенного «патента» на право торговли на ярмарках, рынках и улице. При этом предлагается разрешить покупать патент в любые периоды, в т.ч. за один день торговли. Такой патент будет считаться единственным разрешительным документом для осуществления такой торговли. Главное требование – обязательное соблюдение санитарных и ветеринарных норм и правил.

У российских бизнес-союзов несколько иной подход. В октябре прошлого года уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов представил проект закона о самозанятых гражданах. В нем предлагается разрешить осуществление 45 видов деятельности без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Наемных работников привлекать запрещается. Единственное условие – приобретение патента, стоимость которого может составить до 20 тыс. RUB (около 600 BYN). В эту сумму включены отчисления в Пенсионный фонд в размере 9 тыс. RUB, в ФОМС – 1 тыс. и региональные налоги – до 10 тыс. RUB. Деньги должны вноситься в единый срок, одним платежом, который разделит казначейство.

Регистрация самозанятых будет производиться в налоговых инспекциях по принципу одного окна, становиться на учет в социальных фондах не потребуется. Снимать с учета граждан должны автоматически, через 5 дней с момента истечения срока действия свидетельства. Какие-либо проверки самозанятых граждан не допускаются. Самозанятость может совмещаться и с основной работой по трудовому договору

Правда, в российском Минфине своя версия решения этого вопроса. Там предлагают сократить число разрешенных самозанятым гражданам видов деятельности до 3 (ремонт, репетиторство, уборка помещений), увеличить сумму патента и масштаб контроля.

Инициаторы проекта полагают, что таким путем удастся вовлечь в экономику от 12 до 25 млн. россиян, в т.ч. тех, кто работает нелегально или прекратил предпринимательскую деятельность из-за высоких налогов и административного пресса. Значительных поступлений в бюджет это не принесет, но «государство так или иначе останется в выигрыше, хотя бы потому, что самозанятые не будут сидеть у него на шее. А в перспективе из мелких предпринимателей могут вырасти средние или даже крупные бизнесмены» – заявлял Б. Титов.

Есть и существенный психологический аспект. Некоторые опасаются регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, боясь сложностей, проверок и ответственности. Но и нелегально работать страшновато. Патент на самозанятость стал бы для таких людей приемлемым компромиссом.

Скептики полагают, что патент на самозанятость проблем теневого бизнеса и безработицы не решает. Во-первых, далеко не все сочтут «плату за легальность» приемлемой – особенно если доходы нерегулярны и невелики. Те, кто зарабатывает «в тени» много и постоянно, обычно хорошо умеет скрывать свою деятельность и даже «отмывать» доходы. Так что патентом, скорее всего, заинтересуется от силы 10–15% «теневиков».

Во-вторых, появление прослойки легализованных «непредпринимателей», оказывающих широкий спектр услуг с минимальной налоговой нагрузкой, станет ударом для зарегистрированных ИП и юрлиц, работающих в этой сфере. Конкуренция станет еще более неравной, что неизбежно вызовет протесты. Можно ожидать, что ряд ИП предпочтут патент уплате единого налога, что приведет к потерям бюджета. Закоренелые пессимисты подозревают, что чиновники все равно найдут способы создать какие-нибудь препоны самозанятым – в виде сертификации, аттестации, проверок, требований к приему выручки и т.п.

В-третьих, социальный эффект тоже неоднозначен. Патент на самозанятость может стать для властей неплохим шансом, не потеряв лицо, смягчить ситуацию с позорным «налогом на тунеядство», который смешит и раздражает общество, вызвал критику МОТ и вряд ли даст ощутимый приток средств в бюджет.

Допуская самозанятость, государство снимает с себя заботу о трудоустройстве и благосостоянии граждан. Но у тех может возникнуть крамольная мысль: а стоит ли тогда этому государству платить, пусть и небольшую сумму? Какие выгоды получат от этого люди, которые привыкли работать исключительно на себя, самостоятельно оплачивают свое лечение и обучение и видит призрачность шансов на сколько-нибудь достойную пенсию?

К тому же тенденция расширения прямого налогообложения граждан имеет весьма неоднозначные последствия. У НДС и прочих косвенных налогов, взимания подоходного налога и отчислений в ФСЗН через нанимателей есть огромное преимущество: такая система почти оставляет у граждан ощущения, что они содержат государство и бюрократический аппарат. Притупляется чувство ответственности за свое благополучие, которое глава Совета Республики призвал «воспитывать в людях».

Но когда человек становится непосредственным плательщиком налогов, он рано или поздно заинтересуется, на что их тратит государство. Возникает искреннее желание «пресекать культивирование иждивенчества и стремление жить за чужой счет»...

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН