Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Мнения
16.01.2018 12 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №4 (2108) от 16.01.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Саморегулирование бизнеса – панацея или проблема?

Валерий ФАДЕЕВ, заслуженный юрист Республики Беларусь

Одни специалисты утверждают, что создание саморегулируемых организаций в Беларуси невозможно без принятия специального закона, поскольку без него дело с мертвой точки не сдвинется. Другие не видят необходимости в нем и считают, что вопрос можно решить через иные нормативные акты.

Споры по поводу необходимости принятия такого закона вспыхнули с новой силой в связи с принятием Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7). Напомним, в нем наряду с другими принципами взаимодействия государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) названо, в частности, «саморегулирование бизнеса и минимизация вмешательства» со стороны государства в предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Обратим внимание на сочетание «саморегулирование бизнеса» и «минимизация вмешательства». Непосвященному человеку эти вещи могут показаться не связанными между собой, однако на деле саморегулирование бизнеса как раз и предполагает передачу части регулирующих функций от государства саморегулируемым организациям (СРО) и, следовательно, минимизацию вмешательства государства и его органов в дела бизнеса.

К сожалению, в нашей правоприменительной практике провозглашенные принципы зачастую остаются на бумаге, и ими практически не руководствуются не только госорганы и субъекты хозяйствования, но и суды (за редким исключением – Конституционный Суд). Уже немало говорилось о том, что в Директиве Президента от 31.12.2010 № 4 провозглашались и защита права собственности, и профилактическая направленность контрольной деятельности, и презумпция добросовестности, и т.д. Однако поскольку они не работали, то в Декрете № 7 к ним вновь вернулись. Конечно, повторение – мать учения, но бесконечное повторение одного и того же означает, что что-то делается не так.

Наши госорганы уже не впервые провозглашают тему саморегулирования, однако достаточного развития она не получила прежде всего в законодательном плане. В свое время Минюст даже подготовил проект закона о саморегулируемых организациях. Бизнес-сообщество дружно его раскритиковало и подготовило свой, альтернативный вариант этого документа. Однако, по имеющимся сведениям, Минюст пред­ставил в правительство заключение о том, что законо­проект пока принимать не следует. Мол, не доросли мы до этого.

Тем не менее по инициативе Совета по развитию предпринимательства документ был доработан, затем в связи с поручением Совмина рассмотрен на Общественно-консультативном совете при Минэкономики (ОКС) и в целом одобрен. С тех пор прошло больше года, но о дальнейшей судьбе законопроекта ничего не слышно.

А в последнее время довелось услышать утверждение о неготовности белорусских предпринимателей к работе в условиях саморегулирования, причем от руководителя одного из белорусских бизнес-союзов. Понять такую позицию сложно. Ведь десятилетиями многие владельцы и директора белорусских частных предприятий, индивидуальные предприниматели ратовали за создание СРО, которые смогли бы разрабатывать стандарты профессиональной деятельности, ставить заслон для входа на рынок недобросовестных производителей товаров и услуг, представлять и отстаивать интересы предпринимательских кругов во взаимоотношениях с государством.

Почему же теперь, когда госструктуры готовы передать им отдельные функции регулирования, бизнес-союзы пошли на попятную? Неужели настолько привыкли к тому, что все решают госчиновники, и поэтому не хотят брать на себя ответственность?

Но элементы саморегулирования в Беларуси уже применяются! Так, существует Белорусская нотариальная палата, учрежденная Указом Президента от 27.11.2013 № 523, а Указ от 19.09.2017 № 338 предусматривает создание Палаты налоговых консультантов. Последней, в частности, делегируются функции, связанные с наделением и лишением статуса налоговых консультантов, ведением реестра таких специалистов (до ее создания эту работу будет выполнять МНС). Есть элементы саморегулирования в адвокатуре и некоторых других организациях. Таким образом, мы, получается, прячем голову в песок: с одной стороны, развиваем саморегулирование, с другой – полагаем, что не доросли до него.

ВМЕСТЕ с тем я твердо убежден, что без специального закона саморегулирование в Беларуси не получит достаточного развития. И дело не только в том, что в нем должны быть определены некие базовые принципы для деятельности СРО и отношений государства с ними. Ведь даже при обсуждении проекта закона на ОКС некоторые представители бизнес-сообщества высказывали, в частности, опасения насчет того, что СРО могут способствовать подавлению конкуренции: например, с помощью аттестации, аккредитации и других форм допуска к профессии создавать барьеры для входа на рынок других игроков. Кроме того, довольно остро стоит вопрос о правилах (стандартах) таких организаций, которые также могут оказаться для некоторых субъектов хозяйствования неподъемными.

Отдельные специалисты обращают внимание на проблемы руководства самими организациями. Например, звучало опасение, что в них может оказаться несменяемое годами руководство, узурпировавшее власть и устанавливающее «свои» правила игры. Еще одна проблема – ответственность саморегулируемых организаций и их членов перед третьими лицами.

Перечень этих проблем как раз и подтверждает вывод о том, что специальный закон нужен. Как отмечалось выше, его проект уже подготовлен, в т.ч. с учетом последних изменений законодательства Российской Федерации, где имеется как положительный, так и негативный опыт деятельности таких организаций.

В КАЧЕСТВЕ ключевых целей саморегулирования законопроект определил снижение объема госрегулирования и затрат средств государственного бюд­жета; усиление ответственности субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности перед потребителями производимых ими товаров (работ, услуг); формирование и поддержание высоких стандартов пред­принимательской и профессиональной деятельности. Ставится также задача обеспечить представление и защиту интересов субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в их отношениях с госорганами.

Таким образом, указанные цели абсолютно согласуются с принципами, изложенными в Декрете № 7, и саморегулирование в первую очередь направлено на уменьшение вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Поэтому параллельно будет решаться и проблема обеспечения гарантий права собственности.

Согласно законопроекту уполномоченные органы вправе (а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совмина, обязаны) передавать СРО функции, связанные с регулированием соответствующей деятельности.

Закрепляется даже возможность передачи СРО финансовых ресурсов, что весьма важно на этапе их становления. Кстати, недавно на одном из мероприятий представитель госоргана, анализируя конкретную проблему, сетовал на то, что не удалось решить вопрос о передаче общественному объединению части бюджетных средств для организации выставочной деятельности, поскольку Минфин посчитал это невозможным. Причем такие ситуации повторяются из года в год! Но законопроект как раз содержит такую норму, и в случае его принятия подобные проблемы будут решены.

КРОМЕ того, в проекте имеется специальная статья, посвященная признанию результатов деятельности саморегулируемой организации, в т.ч. по осуществлению контроля за предпринимательской (профессиональной) деятельностью своих членов, по профессиональному обучению, повышению квалификации, аттестации работников. Эти результаты могут быть признаны соответствующим госорганом, осуществляющим в отношении членов такой СРО государственный контроль, обучение и т.д., – для этого между организацией и госорганом должно заключаться соглашение о таком признании.

Предусмотрены механизмы гарантий для того, чтобы саморегулирование не повлекло за собой те негативные явления, о которых речь шла выше. Так, СРО, в которых предусмотрено обязательное членство, разрабатывают стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, утверждаемые соответствующими госорганами. Другими словами, государство через стандарты сможет исключить возможность создания ситуаций, препятствующих допуску субъектов хозяйствования на рынок, или не разрешить принимать нормы, ограничивающие конкуренцию.

В проекте также устанавливаются довольно жесткие требования в отношении членства в организациях, к наличию в них определенной документации, порядку работы органов управления и принятия ими решений. Детально определен перечень сведений, которые должны содержаться в реестре членов организаций, оговорены требования к раскрытию информации, имеются нормы о заинтересованных лицах и конфликте интересов, четко прописан порядок принятия мер дисциплинарного воздействия (и порядок их обжалования) в отношении членов СРО, предусмотрен обязательный аудит и др. Таким образом, включенные в законопроект механизмы сдержек и противовесов, в т.ч. и контроля со стороны уполномоченных органов, призваны предотвратить возможные негативные явления в этой области.

Особого внимания заслуживают нормы о гарантиях для третьих лиц. Так, саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда из-за недостатков произведенных ими товаров (работ, услуг), формирует компенсационный фонд. Правда, эту норму одобрили не все представители предпринимательских кругов из-за предстоящих дополнительных расходов. Однако уверен, что такая мера должна повысить доверие общества к бизнесу.

СРО вправе установить в качестве условия членства в ней требование о заключении договоров страхования финансового риска – на тот случай, когда организации придется производить выплаты из средств компенсационного фонда.

ИТАК, закон о саморегулируемых организациях Беларуси нужен. Ждать, когда мы «дозреем», не стоит, потому что отечественный бизнес в этом плане и так уже сильно отстал не только от Запада, но и от своих партнеров по ЕАЭС.

Тем более что и само государство наконец-то признало необходимость саморегулирования. Например, сейчас стал актуальным вопрос о добровольной сертификации продукции, работ и услуг. Во многих странах этим как раз и занимаются СРО.

Так что, как говорится, в добрый путь! Только нужно, чтобы закон был не только принят, действовал, но и всеми безусловно исполнялся.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by