Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проекты
18.01.2019 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №4 (2205) от 18.01.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

С поправкой на условия труда

Фото: lancairforum.com

Совмин внес в Палату представителей законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – проект). Новации этого документа комментирует юрист Наталья ЧЕРНОРУЦКАЯ.

Прежде всего отметим, что проект пытается внести ясность в понятие ответственного лица. Предусмотрен ряд норм, согласно которым за обеспечение требований по охране труда при эксплуатации территории организации, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, производственного оборудования отвечает работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится производственное оборудование, если иное не установлено в гражданско-правовом договоре. Таким образом, если перечисленные объекты находятся, например, в лизинге, то меняется ответственное лицо.

Обязанности нанимателя, права работника

Предлагается исключить из перечня обязанностей нанимателя обеспечение паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, а также контроль за использованием средств индивидуальной и коллективной защиты, уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.

У работодателя с принятием проекта должны появиться новые обязанности. В частности, он будет устанавливать Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску. На работах с повышенной опасностью работающие проходят предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Перечень таких работ, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава от 2.12.2013 №116/119, содержит 14 видов работ и 45 профессий и является закрытым. Предлагается сделать его типовым, а наниматели на его основании будут разрабатывать собственные перечни.

Обязанности по обеспечению охраны труда возлагаются на нанимателей, использующих труд домашних работников и надомников. В отношении обеих категорий работников закрепляется обязанность осуществлять обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.

Существенное изъятие проект допускает в отношении нанимателя домашних работников. Он не обязан нести расходы по их обучению, стажировке, освобождается от проведения инструктажа.

Маловероятно, что такой подход даст эффект, особенно в направлении легализации домашнего труда. Дело в том, что на практике, как правило, этого не происходит. Ведь перед проверяющими всегда можно оправдаться, что личный повар или личный водитель работает менее 10 дней в месяц. А введение для них обязательного страхования тем более не будет содействовать легализации данного вида занятости.

Что касается труда надомников, их рабочее место находится вне зоны контроля нанимателя. Поэтому и для работников-надомников, и для тех, кто трудится дистанционно, бремя охраны труда всецело ложится на них самих. К сожалению, проект не учитывает современные подвижки в институте охраны труда.

Нельзя не сказать о новациях в области прав работников. Так, расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также предварительных медосмотров для претендентов на вакансии, несет наниматель, если иное не установлено законодательством.

Сюда же можно отнести норму о том, что дополнительные перерывы работник вправе получить при выполнении работ на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года (в действующем Законе – зимой). Правда, придется издать дополнительный нормативный акт по поводу того, что следует относить к холодному периоду.

Новацией проекта является право на отказ от работы не только работника, но и исполнителя по гражданскому договору, если работодателем не созданы или созданы ненадлежащим образом безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг).

Востребованный аутсорсинг

Проект предусматривает, что должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг – свыше 200. При меньшей численности наниматель может ввести такую должность или возложить соответствующие обязанности на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. Если же работники организации не могут исполнять обязанности специалиста по охране труда, то наниматель вправе привлечь юридическое лицо или индивидуального предпринимателя (ИП), аккредитованных на оказание услуг в данной области.

Таким образом, аутсорсинг функции охраны труда будет возможен только при низкой численности работников. Напомним, наниматель заинтересован в его использовании, поскольку расходы на обучение и проверку знаний по охране труда требуют существенных затрат. В соответствии с проектом работники организации, которая оказывает аутсорсинговую услугу в данной области, проходят проверку знаний в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица, ИП – в таких же комиссиях, но по месту жительства. То есть аутсорсинг подвержен двум государственным процедурам – аккредитации в Минтруда и проверке муниципальными комиссиями. Думается, это перебор, тем более, что муниципальные комиссии не могут учитывать специфику объектов аутсорсинга.

Наказание или профилактика

Согласно проекту, органы государственной экспертизы труда не являются контрольными органами, они лишь устанавливают правильность отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные» по результатам аттестации рабочих мест. Это очень важная оговорка, которая должна заинтересовать работодателя в сотрудничестве с госэкс­пертами.

Обращает на себя внимание новация о полномочиях органов госэкс­пертизы труда. Они совместно с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, готовят заключения для принятия работодателями решений о применении труда женщин на работах, включенных в Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещено применение труда женщин.

По-видимому, речь идет о том, чтобы принимать индивидуальные решения по допуску женщин к «мужским» профессиям в зависимости от состояния их здоровья и современных условий труда. Этот вариант однозначно следует поддержать. Хотя существуют и другие пути решения проблемы гендерной дискриминации – например, в России запретный список сущест­венно сокращается.

Сегодня отказ работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, в составлении акта о нем или несогласие потерпевшего (лица, представляющего интересы потерпевшего) с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая могут быть обжалованы потерпевшим только в суде. Проект предлагает вернуть практику прошлых лет и ввести возможность досудебного обжалования в Департаменте государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, его обособленных территориальных подразделениях.

В связи с реформой контрольно-надзорной деятельности предлагается корректировка полномочий этого органа и его обособленных территориальных подразделений. В частности, исключается право Департамента на внесудебное решение «приостанавливать (запрещать) работу организации, ее структурных подразделений, оборудования». Он сможет лишь выносить предложение о приостановлении работы. В случае же несогласия работодателя Департамент имеет право обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления.

В качестве меры профилактического и предупредительного характера проект легализует мониторинги Департамента. Они проводятся и сейчас в соответствии с Указом Президента от 16.10.2009 № 510 – с согласия субъекта хозяйствования и без применения штрафных санкций.

Как известно, в 2018 г. был объявлен мораторий на плановые проверки бизнеса. План выборочных проверок формируется КГК каждые полгода. В этот план могут попасть организации, где произошли несчаст­ные случаи на производстве. Как правило, в такой ситуации для организации устанавливается надбавка к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев, что и привлекает внимание Департамента.

Планируется обязать работодателей предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии. В т.ч. это касается и процедур применения Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц», когда человек сообщает о фактах нарушения норм об охране труда.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений