$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТУНЕЯДСТВО:©

24.04.2015

вопросы, ответы и постскриптум

Разъяснение проблемных и непонятных моментов Декрета Президента от 2.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» представителями Минтруда и соцзащиты, МНС и МВД вызвало едва ли не больше вопросов, чем сам документ. Официальные ответы, прозвучавшие на онлайн-конференции и опубликованные на сайтах Минтруда и соцзащиты и БЕЛТА, комментирует постоянный консультант «ЭГ» адвокат Максим ЗНАК.

Фонтаны били голубые

Почему человек, который некоторое время хорошо зарабатывал и накопил денег, не имеет права немного пожить на них, не работая? Конституция содержит обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов. Эта норма распространяется также на граждан, которые смогли накопить денег.

MZ. Граждане, имеющие значительные накопления денег (если они, конечно, получили их законным способом), уже должны были уплатить с этих доходов налог, выполнив тем самым свою конституционную обязанность по финансированию государственных расходов. Хотя напрямую повторное налогообложение таких доходов не установлено, Декрет по сути его вводит: за счет этих же доходов будет дополнительно уплачен сбор, поскольку государство не признает данных граждан участвующими в финансировании госрасходов в текущем году. При этом неважно, сколько налогов гражданином было уплачено в прошлом, — учитывается только предполагаемое «участие» в пополнении бюджета в текущем налоговом периоде. Отметим самодостаточную природу «конституционного обоснования» в преамбуле Декрета. Сбор вводится под предлогом обязанности всех граждан участвовать в финансировании расходов государства, т.е. платить налоги. Поэтому не работать — можно, главное — платить.

Скромность украшает

В соответствии с Декретом гражданин признается участвующим в финансировании госрасходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (т.е. на полставки или на полную ставку). Значит, работающие на полставки или на 0,1 ставки тоже освобождаются от налога? Гражданин признается участвующим в финансировании госрасходов в период работы по трудовому договору (контракту) без учета продолжительности рабочего времени.

MZ. С точки зрения Декрета важен сам факт работы, а не ее объем и результат. К примеру, заработки гражданина могут быть такими, что сумма налога (в т.ч. с учетом установленных законодательством налоговых вычетов) окажется гораздо меньше 20 базовых величин. Однако такое лицо все равно признается участвующим в финансировании госрасходов. Можно предположить, что на практике контролирующие органы попытаются бороться с «мнимыми» трудовыми договорами на пол-, четверть ставки и менее, особенно если фактически работы не выполняются.

Впрочем, это лишь предположения. Но пока работник по трудовому договору, т.е. находящийся в трудовых отношениях с нанимателем, считается участвующим в финансировании госрасходов и сбор не платит. Напомню, что согласно ст. 1 ТК трудовой договор — это соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать заработную плату. При этом работник считается выполняющим работу по трудовому договору независимо от того, работает он в режиме полного либо неполного рабочего времени.

Поступление и наказание

Подпадает ли под налог на тунеядство лицо, которое официально трудоустроено в организацию на основе контракта, однако на протяжении нескольких месяцев данная организация деятельности не ведет, соответственно, каких-либо отчислений в бюджет не производится, а сотрудники отпущены в отпуск по инициативе нанимателя? Согласно Декрету гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) либо при условии уплаты им подоходного налога в размере не менее 20 базовых величин.Если с гражданином заключен трудовой договор (контракт), однако работа по нему не осуществляется, то такие периоды не засчитываются в период участия в финансировании государственных расходов. При этом при неуплате подоходного налога в 2015 г. гражданин будет являться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.

MZ. Во-первых, строго говоря, нельзя согласиться с тем, что гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов, только лишь уплатив подоходный налог в размере не менее 20 базовых величин. В подп. 3.2 Декрета такие лица (в т.ч. работавшие менее 183 дней году, заключившие гражданско-правовые договоры на сумму, не превышающую 70 базовых величин, получившие не облагаемые налогом доходы и т.п.) названы гражданами, освобожденными от уплаты сбора (равно как и недееспособные, несовершеннолетние, пенсионеры и т.п.), а не участвующими в финансировании госрасходов (п. 5, к примеру, священнослужители, лица, воспитывающие детей, зарегистрированные безработные).

Во-вторых, не совсем понятно, каким образом уплата либо неуплата налогов предприятием либо осуществление/неосуществление им деятельности влияет на уплату сбора. Ведь оценивается именно юридический факт нахождения в трудовых отношениях по трудовому договору. Формулировка «если работа по договору не осуществлялась» предоставляет широкий простор для толкования: к примеру, каковы будут последствия вынужденного простоя, нахождения в различных отпусках и т.п.? А ведь такие ситуации сегодня стали массовыми. Поскольку в Декрете таких уточнений нет, факта нахождения в трудовых отношениях достаточно, чтобы признаваться лицом, участвующим в финансировании госрасходов. Узкое толкование «работы» по трудовому договору как сугубо выполнения своих должностных обязанностей — некорректно. Так можно договориться до того, что количество «отработанных» дней должно будет уменьшаться на дни трудового отпуска, обучения по направлению нанимателя и т.д.

Суд вместо курорта

Будут ли включаться в списки «невыездных» неплательщики сбора? Да, будут.Такой механизм предусмотрен ст. 7 Закона от 20.09.2009 № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее — Закон № 49-З). Право гражданина РБ на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед республикой.Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.

MZ. Декрет не устанавливает специальных правил в отношении выезда за границу лиц, не уплативших сбор. Соответственно, следует руководствоваться общими нормами законодательства. Попадет ли неплательщик сбора в список «невыездных», будет решать компетентный суд при наличии соответствующих оснований и с учетом всех обстоятельств дела. Согласно ст. 7 Закона № 49-З право гражданина на выезд из РБ может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами. Таким образом, ограничение выезда — это возможная мера реагирования, однако для ее реализации необходимо наличие судебного постановления либо исполнительного документа. Соответственно, перед тем, как ставить такой вопрос, необходимо будет либо провести судебный процесс, либо возбудить исполнительное производство. Кроме того, согласно ст. 8 Закона № 49-З решения о временном ограничении права граждан на выезд из Беларуси (по данному основанию) принимаются судами. Соответственно, необходимо будет еще одно обращение в суд.

Ребята нашего двора

Должны ли студенты заочной платной формы получения образования, временно неработающие (более чем 6 месяцев), уплачивать сбор на финансирование государственных расходов? Подпунктом 5.15 п. 5 Декрета к периоду участия гражданина в финансировании государственных расходов относится период получения образования только на дневной форме получения образования (за исключением дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов и совершенствования возможностей и способностей личности). При этом не имеет значения, учится он на бюджетном месте или за свой счет.

MZ. Итак, студенты-заочники объявлены плательщиками сбора. Согласно ст. 49 Конституции каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях. Безусловно, нельзя сказать, что Декрет не дает реализовать данное конституционное право. Однако если лицо выберет заочную форму обучения и при этом не будет работать (выполнять иную деятельность, указанную в п. 5 Декрета), то должно будет уплачивать сбор.

Старость за свой счет

Включается ли в трудовой стаж для назначения пенсии календарный год, за который будет уплачен сбор на финансирование государственных расходов? Трудовая пенсия должна зарабатываться. Для формирования пенсионных прав за конкретного гражданина в пенсионную систему должны быть уплачены целевые пенсионные взносы.В соответствии с законодательством в стаж для назначения пенсии включаются периоды работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Наряду с работой в стаж для назначения пенсии также засчитываются отдельные социально значимые виды деятельности без уплаты страховых взносов. Это время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, осуществления ухода за инвалидом I группы и человеком, достигшим 80-летнего возраста, и др. Расширение этих видов деятельности не планируется.В Декрете идет речь о периодах, в течение которых трудоспособные люди не работали, не осуществляли деятельность в соответствии с законодательством. В этой связи их обязывают уплатить государству соответствующий сбор. Зачет в стаж для назначения пенсии таких периодов не оправдан.

MZ. Нельзя смешивать пенсионное и налоговое законодательства. Но отметим, что хотя такие упомянутые «социально значимые виды деятельности», как уход за инвалидом I группы и человеком, достигшим 80-летнего возраста, включаются в стаж для назначения пенсии, они не являются основанием для освобождения от уплаты сбора по Декрету.

Также нельзя безоговорочно согласиться, что сбор взыскивается в связи с тем, что люди в определенные периоды «не работали, не осуществляли деятельность в соответствии с законодательством». Во-первых, такая связь лишь косвенно вытекает из Декрета. Формально основанием для введения сбора названа ст. 56 Конституции. Во-вторых, формулировка «сбор — за то, что не работали» подводит нас к вопросу допустимости принудительного труда. В-третьих, при осуществлении деятельности не в соответствии с законодательством (т.е. запрещенной) применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, и это не предмет регулирования Декрета.

Кто быстрее, тот и прав

Освобождаются ли от уплаты сбора оба неработающих родителя, воспитывающие троих несовершеннолетних детей? Или сбор должен по итогу заплатить один из них? Кто попадет в список плательщиков — мать или отец?Декретом признается участвующим в финансировании госрасходов один из родителей (усыновителей, опекунов и др.), воспитывающий ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.С учетом норм ст. 32 Конституции о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях решение об уплате сбора одним из родителей должно приниматься семьей.

MZ. Декрет освобождает от уплаты сбора лишь одного из родителей. Если родители не смогут договориться, кто из них имеет право на «льготу», то, очевидно, ее получит тот из них, кто первым заявит о ее применении: второму будет отказано.

...вопросы, ответы и постскриптум

Сорваться с крючка

Декретом предусмотрено, что сбор платят граждане, участвующие в финансировании госрасходов менее 183 календарных дней. Я в 2015 г. буду работать с 1 января до 31 мая, т.е. 5 месяцев. Но на двух работах, значит, можно говорить о 10 месяцах фактической работы. Будет ли это учитываться или придется платить сбор? Согласно п. 5 Декрета гражданин признается участвующим в финансировании госрасходов в период работы по трудовому договору (контракту). Пунктом 6 Декрета установлено, что такие периоды работы суммируются, если они не совпадают по времени, а в случае совпадения по времени учитывается один из таких периодов. Таким образом, при неосуществлении вами иной деятельности и отсутствии оснований для льгот период вашего участия в финансировании госрасходов составит 151 календарный день. Соответственно, вы будете являться плательщиком сбора. Его размер будет определяться с учетом подп. 3.2 п. 3 Декрета.

MZ. Исходя из правил проведения зачета налогов, уплаченных с доходов, полученных на двух работах, вполне возможно, что сбор платить не придется. Однако если разбираться с правовой природой обязанности, то, действительно, принимается во внимание только фактическое количество дней работы по трудовому договору. При этом за 5 месяцев работы, если работнику установлен минимальный трудовой отпуск (24 дня), у работника возникает право на 10 дней отпуска (что может увеличить период работы, если отпуск взять; либо оставить период неизменным, если получить денежную компенсацию). В любом случае «добрать» недостающие 32 дня работы можно любым из видов деятельности, указанных в п. 5 Декрета. К примеру, будет учитываться период нетрудоспособности, регистрации в качестве безработного.

Кому что примерещится

Я — гражданин РФ, проживаю в Беларуси, имею вид на жительство в РБ. При этом работаю в Москве на удаленной основе, трудовая книжка находится у работодателя в Москве. За меня платят все обязательные отчисления, подоходный налог и т.д. согласно законам РФ. Как будет происходить учет налогов и трудовой деятельности? Подпадаю ли я под действие норм Декрета? Если нет, то какие документы необходимо представить в налоговые органы РБ? Плательщиками сбора на финансирование госрасходов признаются граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в РБ, в случае их неучастия в финансировании госрасходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде.Таким образом, гражданин России, получивший разрешение на постоянное проживание в Беларуси, в случае его неучастия в РБ в финансировании госрасходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет являться плательщиком сбора.

MZ. Удивительно, что в Декрете не указано, период работы в какой стране и у какого нанимателя предполагает участие граждан в финансировании госрасходов. При этом использовать некую логику не имеет смысла — ведь очевидно, что в п. 5 Декрета лица, не платящие сбор, перечисляются исходя из рода их занятий (те же священнослужители, безработные), а не исходя из действительного финансирования расходов. Поэтому при буквальном толковании подп. 5.1 Декрета получается, что работа у иностранного нанимателя также является основанием для того, чтобы лицо считалось финансирующим госрасходы в указанный период времени.

Правда семейной жизни

Я зарабатываю 20 млн., а жена занимается домашним хозяйством. В совокупности наша семья платит налогов больше, чем семья из двух человек, в которой каждый зарабатывает по 5 млн. Почему и за что моя жена должна платить? Конституцией установлена обязанность каждого гражданина участвовать в финансировании госрасходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).Каждый гражданин уплачивает налоги со своих доходов, вне зависимости от их размера. Сбор, предусмотренный Декретом, также не зависит от размера дохода. Взаимозачет дохода между членами семьи Декрет не предусматривает, налог (сбор) каждый уплачивает индивидуально.

MZ. Названная конституционная обязанность исполняется как мужем, оплачивающим налог в размере выше среднего, так и женой, не получающей доходов и не имеющей обязанности платить налог. Вопрос «за что?» можно адресовать к любому существующему налогу, и вряд ли ответ имеется в нормативных актах. Теоретически можно найти способы трудоустройства жены (в т.ч. в качестве надомного работника, осуществляющего ведение домашнего хозяйства) и не платить сбор.

Постучим по конверту

Будет ли Декрет № 3 противодействовать практике выплаты зарплат «в конвертах»? Декрет подготовлен в т.ч. в целях обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании госрасходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. К сожалению, факты сокрытия гражданами доходов от налогообложения и получения «теневых доходов» все еще имеют место. Принятие Декрета будет способствовать искоренению таких негативных фактов, как выплата зарплаты в «конвертах» или получения доходов от незарегистрированной предпринимательской деятельности.

MZ. Ответ на этот вопрос мы узнаем только из практики. Можно предположить, что, услышав о «20 базовых», недобросовестные плательщики смогут вовсе забыть об обязанности платить налоги сверх этой суммы (при наличии соответствующих доходов). Размер официально полученного дохода может стать основанием для освобождения от уплаты сбора, если сумма уплаченных налогов — более 20 базовых величин. Аналогичный результат дает просто уплата сбора, причем почти через 2 года с начала налогового периода. Каких-либо иных стимулов для вывода доходов из тени Декрет не предлагает.

Подготовила

Елена ПЕТРОШЕВИЧ