Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

С акцентом на экономику и экологию. Какие нормативные правовые акты разработают в 2023 году

Фото: freepik.com

Указом от 30.12.2022 № 467 «О плане подготовки проектов законодательных актов на 2023 год», опубликованным на Национальном правовом интернет-портале, определен не только перечень проектов законов и указов, разработка которых запланирована на текущий год, но и срок их внесения в Палату представителей.

Всего в перечень, утвержденный Указом от 30.12.2022 № 467 (далее – Указ № 467), вошли 30 законопроектов, в т.ч. четыре принципиально новых. Это проекты законов «О потребительском кредите (микрозайме)», «Об обращении с генетическими ресурсами», «О независимой оценке и сертификации квалификаций» и «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации».

Более 20 законопроектов направлены на актуализацию действующих законов с учетом правоприменительной практики, одновременно преду­смотрено приведение их норм в соответствие с обновленной Конституцией и другими законодательными актами.

Финансово-кредитная система

В этот раздел традиционно включен так называемый пакет бюджетных документов на следующий год. Согласно Указу № 467 в октябре в Палату представителей поступит проект бюджета – 2024 и законопроекты «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» и «Об изменении Налогового кодекса».

Как видим, на 2024 год вновь запланирована корректировка Налогового кодекса (НК), что, естественно, не обрадует налогоплательщиков. Ежегодное изменение налогового законодательства держит главных бухгалтеров и руководителей субъектов хозяйствования, ИП, а теперь еще и самозанятых в напряжении, особенно в последние недели уходящего года. Ведь они могут узнать о том, какие именно новшества включены в НК, и познакомиться с их точной формулировкой лишь в начале января, когда появляется официально опубликованный текст принятых законов. По крайней мере, так происходит в течение трех последних лет.

Нпомним, что в Палате представителей сейчас находится проект новой редакции Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», предусматривающий переход по аналогии с российским законодательством на ежегодную подготовку прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и два последующих в порядке и сроки, согласованные со сроками разработки проектов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на будущий год (если иное не определено Совмином по согласованию с Президентом).

Федеральный бюджет в РФ также принимается на предстоящий год и на два последующих. В Беларуси же проект республиканского бюджета будут разрабатывать и принимать по-прежнему на один год, по крайней мере, проект бюджета – 2024.

В июне депутатский корпус утвердит отчеты об исполнении двух бюджетов за 2022 год – республиканского бюджета и государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

На сессии при рассмотрении этих вопросов с докладами выступают министр финансов и заместитель председателя Комитета госконтроля. При этом КГК анализирует реализацию закона о бюджете за минувший год через призму выполнения важнейших параметров прогноза социально-экономического развития страны, контроля за поступлением в госказну налоговых и неналоговых доходов и эффективности их расходования.

Оценивая действенность принятых налоговых льгот и преференций, ведомство вносит предложения по их оптимизации.

Отметим, что в последние годы госконтролеры стали внимательно следить за соблюдением законодательства об уплате платежей в бюджет ФСЗН. Например, они обратили внимание на то, что некоторые находящиеся в стадии ликвидации субъекты хозяйствования не отчисляют взносы в ФСЗН, и в итоге работники таких организаций лишаются права на формирование страхового стажа для начисления пенсии за этот период. Вместе с тем нередко владельцы ликвидированных юрлиц, не рассчитавшись с ФСЗН и наемными работниками, тут же учреждают новые организации.

Правительство, как правило, учитывает предложения КГК и на их основании корректирует правовую базу.

В октябре планируется поступление в парламент законопроекта о внесении поправок в Закон «О кредитных историях» (совершенствование Закона с учетом практики его применения, приведение в соответствие с законодательными актами). Кроме того, в течение года будет вестись подготовка нового Закона «О потребительском кредите (микрозайме)», о котором уже упоминалось, но в Постоянной комиссии по бюджету и финансам он окажется не ранее апреля 2024 г.

По вопросам хозяйственной деятельности, труда и соцзащиты

Поправки в законы по вопросам мелиорации земель, по вопросам занятости населения, «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и «О железнодорожном транспорте» скорректируют на основании анализа правоприменительной практики, а Закон «О ветеринарной деятельности» приведут в соответствие с правовыми актами Евразийского экономического союза.

Осенью текущего года обе палаты Национального собрания приступят к работе над законопроектом «Об изменении законов по вопросам импорта алкогольной продукции». В течение трех месяцев со дня вступления его норм в силу потребуется издание указа «О проведении конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции».

Планируется разработать поправки в Уголовно-исполнительный и в Уголовно-процессуальный кодексы.

Концепции новых НПА

В целях кодификации законодательства в области охраны окружающей среды Указом № 467 запланирована подготовка концепции Экологического кодекса. Как показывает практика, на разработку и согласование концепции, а затем принятие такого нормативного правового акта (НПА) обычно уходит несколько лет. Так что кодекс начнет действовать не ранее 2026 г.

Пока же законы в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов совершенствуются путем их корректировки.

Сейчас профильная постоянная комиссия готовит к рассмотрению в первом чтении поступившую в декабре новую редакцию Закона «Об охране окружающей среды». По мнению разработчиков законопроекта, его принятие будет способствовать максимально возможному сохранению экологических систем, снижению вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, сбалансированного использования природно-ресурсного потенциала страны в контексте принципов устойчивого развития.

Кроме того, в ближайшие месяцы депутатский портфель пополнится законопроектами об изменении законов «Об охране атмосферного воздуха», «Об обращении с отходами» и «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду». Все три проекта направлены на совершенствование НПА с учетом практики их применения.

Их нормы, как и нормы целого ряда других документов, впоследствии будут включены в Экологический кодекс.

Кстати, три последних законопроекта входили в список НПА, включенных в Указ от 23.12.2021 № 508 «Об утверждении плана подготовки проектов законодательных актов на 2022 год». Они разработаны в прошлом году, сейчас идет их согласование с заинтересованными госорганами и организациями.

Аналогичная ситуация с концепцией Кодекса о здравоохранении, над которой в течение прошлого года трудились юристы Совмина, – на февраль запланирована ее доработка после согласования с министерствами и ведомствами.

Также в 2023 г. правительству поручается подготовить концепцию закона «Об аквакультуре».

Корректировка указов

Кроме уже упоминавшегося указа в связи со вступлением в силу Закона «Об изменении законов по вопросам импорта алкогольной продукции», в перечень НПА включена также корректировка указов Президента от 19.02.2016 № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства», от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», от 28.01.2008 № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», от 30.01.2003 № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений