Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Общие вопросы
21.03.2024 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

С 31 марта вырастет утильсбор для производителей и импортеров автотранспорта

Фото: freepik.com

Новые ставки вводятся постановлением Совмина от 18.03.2024 № 185. В некоторых случаях размер утильсбора увеличится весьма существенно – более чем в четыре раза.

В силу положений ст. 301 НК объектом обложения утилизационным сбором признаются произведенные или достраиваемые в Беларуси, а также ввозимые в РБ транспортные средства. В той же статье НК перечислены транспортные средства, не облагаемые этим сбором, а ст. 302 НК установлены льготы по утильсбору.

Одно из оснований освобождения от уплаты сбора – принятие производителем (изготовителем) на себя обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств.

Ставки утилизационного сбора установлены двумя постановлениями Совмина:

– от 01.07.2019 № 437 – в отношении транспортных средств, за исключением самоходных машин и (или) прицепов к ним;

– от 30.12.2022 № 951 – в отношении самоходных машин и (или) прицепов.

Постановление № 185 вносит изменения в оба названных нормативных акта.

Изменения, внесенные в постановление № 437

В новой редакции излагается перечень видов и категорий транспортных средств, за исключением самоходных машин и (или) прицепов к ним, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора, утв. постановлением № 437 (далее – перечень № 437).

Здесь, во-первых, изменен подход к определению ставок. Если сейчас при градации размера ставок по каждому виду ТС выделяются три «возрастных» группы (не более 3 лет с даты выпуска, от 3 до 7 лет, более 7 лет), то в новой редакции перечня № 437 установлены ставки для двух групп ТС – до 3 лет с даты выпуска включительно и более 3 лет.

Во-вторых, по большинству позиций ставки сбора повысятся весьма значительно. Например, для автотранспорта категории М1 с рабочим объемом двигателя не более 1000 куб. см, выпущенного не более 3 лет назад, ставка увеличится почти в 2 раза и составит 3 145,69 руб. (сейчас 1 652,2 руб.). А на ТС категорий N1, N2, N3 (за исключением седельных тягачей), в т.ч. повышенной проходимости, полной массой не более 2,5 т, в «возрасте» до 3 лет, ставка вырастет вчетверо – до 17 316,78 руб. вместо 4 083,7 руб.

Кроме того, теперь в перечне № 437 отдельно выделены ставки сборка в отношении седельных тягачей, и это 5–6-значные суммы. Так, самая высокая ставка (из всех указанных в перечне) установлена в отношении седельных тягачей полной массой свыше 12 т, но не более 20 т, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, – 228 488,52 руб.

Важно: ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, а также в отношении автотранспорта с электродвигателями сохранены на действующем уровне и не повысятся.

Также в постановлении № 437 скорректирован порядок принятия организациями-производителями обязательства по последующему безопасному обращению с отходами, что освобождает такие юрлица от уплаты утильсбора. В утвержденном постановлением № 437 Положении:

– дополнены требования к заявлению о включении в реестр организаций, производящих (изготавливающих) транспортные средства, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, и уточнен перечень прилагаемых к заявлению документов;

– сокращен с 30 календарных до 15 рабочих дней срок, в течение которого Минпром обязан принять решение о включении в названный реестр или об отказе в этом.

Что изменяется в постановлении № 951

Постановлением № 185 изложен в новой редакции и перечень видов самоходных машин и (или) прицепов к ним, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора, утв. постановлением № 951.

В данном случае в одних случаях размер сбора увеличен (но не так значительно, как в перечне № 437), а в других, напротив, уменьшен.

В частности, снижаются ставки утильсбора, уплачиваемого в отношении грейдеров, бульдозеров, экскаваторов малой мощностью, но вырастают в отношении той же техники с большей мощностью силовой установки (но вновь же не во всех случаях).

Кроме того, в постановлении № 951 увеличен с 2 месяцев до 1 года срок, в течение которого для целей исчисления утильсбора можно представить документ, который выдан органом по сертификации, аккредитованной испытательной лабораторией или организацией, имеющей в штате аттестованного специалиста, и содержит сведения о критериях самоходной машины, используемые для определения ставки сбора. И это единственное изменение, которое вступило в силу с 21 марта 2024 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 7 апреля 2023 г.

Иные положения постановления № 185, в т.ч. изменяющие ставки утилизационного сбора, вступают в силу с 31 марта 2024 г.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by