Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Социум
06.11.2018 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №84 (2188) от 06.11.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок труда и социальная сфера: — кто будет работать, пока другие отдыхают

Заместитель Министра труда Александр Румак

Пока экономика теряет работников, социальная сфера приобретает потребителей услуг. Это результат демографических изменений и тенденций в области занятости. На IV Республиканском социальном форуме «Развитие межведомственного и межсекторного сотрудничества как условие обеспечения системного подхода в решении социальных задач» специалисты Минтруда и соцзащиты и Минэкономики охарактеризовали современную ситуацию.

Оба министерства имеют предложения по стабилизации и улучшению ситуации в социальной сфере.

Трудовое ведомство видит новые социальные вызовы, связанные со старением населения, увеличением доли пожилых людей и инвалидов. Заместитель Министра труда Александр Румак считает, что решить социальные проблемы сегодня можно, только объединив усилия государственных социальных организаций и гражданского общества. Примером межсекторного сотрудничества в решении социальных задач является государственный социальный заказ (далее – госзаказ) в области социального обслуживания. Данный механизм введен в 2013 г.

Количество договоров между местными исполнительными и распорядительными органами и негосударственными некоммерческими организациями выросло с 34 в 2014 г. до 82 в настоящее время. Расширяется география госзаказа и перечень негосударственных некоммерческих организаций, принимающих в нем участие и, соответственно, спектр предоставляемых услуг. Если в 2014 г. это было только Белорусское Общество Красного Креста, то сегодня в госзаказе участвует 14 организаций.

«Не надо бояться экспериментировать. – обратился А. Румак к социальным предпринимателям. – Все новые формы социального обслуживания являются результатом вашего творчества. Именно практику и удачные деловые предложения мы потом оформляем в нормативные правовые акты и устанавливаем единые правила работы, для того чтобы лучший опыт распространить на всю страну».

Хорошо приживается новая форма социального обслуживания одиноких пожилых граждан – замещающие семьи. В 2018 г. создано 28 таких семей, услуги в которых получают 29 пожилых граждан. При этом 10 семьям местными исполнительными и распорядительными органами выплачивается вознаграждение, поскольку они обеспечивают уход за инвалидами 1 группы, утратившими способность к самообслуживанию.

Решению вопросов с трудоустройством инвалидов поможет разрабатываемый Закон «О социальных правах и гарантиях для инвалидов», который опирается на нормы Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Беларусью в 2016 г.

В 2019 г. НИИ Труда Минтруда и соцзащиты займется разработкой Национальной стратегии активного долголетия. В ней будут учтены потребности не только нуждающихся в социальной защите людей, но и всего пожилого населения.

Научно-исследовательский институт Минэкономики приступил к разработке Концепции Национальной стратегии устойчивого развития до 2035 г., в которой социальный компонент является наиболее значимым. Предварительные итоги работы представила на форуме первый заместитель директора НИИ Минэкономики Людмила Боровик. Повышение качества жизни и высокие стандарты благосостояния должны обеспечить выполнение пяти целей социальной политики.

Первая – улучшение воспроизводства населения и укрепление института семьи. Здесь целевые показатели более чем скромные. Речь о приросте населения вообще не идет, стоит задача всего лишь стабилизировать численность на уровне 9,4–9,5 млн человек. Ожидаемая продолжительность жизни должна вырасти с 74,4 года (2017 г.) до 77 лет (2030 г.). Коэффициент рождаемости планируется поднять с 1,7 (2015 г.) до 1,8 (2030 г.), что все равно не обеспечит воспроизводство населения.

«Существует реальная угроза сокращения численности населения Беларуси в долгосрочной перспективе. За последние два года рождаемость упала с 12,5 промилле до 10,8‰. Уровень смертности снижается, но все же он выше, чем в европейских странах. Более того, уровень смертности в сельской местности почти в 2,2 раза выше, чем в городе. Гендерный разрыв по продолжительности жизни составляет около 10 лет в пользу женщин, в то время как по физиологическим нормам не должен превышать 5–6 лет», – прокомментировала Л. Боровик.

Вторая цель – рациональная занятость и эффективное использование человеческого капитала. В настоящее время численность занятых в экономике устойчиво сокращается: 4432 чел. в 2015 г. и 4353,6 чел. в 2017 г. Тем не менее уровень занятости остается достаточно высоким – порядка 81% к численности трудоспособного населения (для сравнения, в Германии – 73%).

«Основные проблемы в сфере занятости – нерациональность использования трудовых ресурсов, проблема избыточной численности работников на производстве. Мы в 3–4 раза по уровню производительности труда отстаем от развитых стран, сохраняется проблема вынужденной и неполной занятости на производстве, слабо развивается сфера услуг. Доля молодежи среди работников составляет 19,2% при доле лиц старше 55 лет – 17%. Старение кадров усугубляет отток молодежи за рубеж. Треть всех выпускников работают не по специальности», – обратила внимание представитель Минэкономики. Ожидается, что к 2030 г. численность занятых в экономике составит 3980 человек.

Третья цель в социальной сфере – обеспечение достойных доходов и высоких стандартов благосостояния. При всех успехах в данном направлении динамика доходов неустойчива, полагает Л. Боровик. Реальная заработная плата за 7 лет выросла всего в 1,5 раза. Предусмотрено довести соотношение зарплат бюджетников со средней зарплатой в экономике с 75,9% (2017 г.) до 90% (2030 г.). Планируется поднять долю населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов выше, чем в среднем по республике (42% в 2015 г.) с 50% (2020 г.) до 60% (2030 г.).

Одновременно долю населения с доходами ниже БПМ (малообеспеченных) (7,3% в 2010 г.) будут пытаться снизить с 5,9% (2017 г.) до 3–4% (2030 г.).

Стоят также цели улучшить ситуацию в здравоохранении и образовании. Есть предложения по снижению уровня заболеваемости, потребления алкоголя и т.д., например, «включив» новые индикаторы эффективности госполитики в здравоохранении. Что касается системы образования, то, с учетом трендов глобальной цифровизации, она должна формировать востребованные на национальном рынке труда навыки и компетенции.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений