Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок страховых услуг Беларуси: что мешает его развитию

Совет по развитию предпринимательства направил в Совет Министров предложения по развитию рынка страховых услуг в Беларуси.

В Совете по развитию предпринимательства прошло несколько встреч, где обсуждалась ситуация на отечественном рынке страхования. Отмечалось, что его развитию мешает отсутствие четкого правового регулирования некоторых вопросов.

Например, в Беларуси, в отличие от России и Украины, не получила широкого распространения практика привлечения страховым брокером к сотрудничеству физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, на основе гражданско-правовых договоров.

Реализация указанного механизма в нашей стране сопряжена с определенными рисками, в числе которых названа опасность одновременного расторжения большого количества договоров страхования и необходимости возврата страховых взносов за все время их действия, сообщает пресс-служба Совета.

Так, в соответствии с действующим законодательством лицо, застраховавшее жизнь, даже при отсутствии страхового случая, вправе потребовать возврата всей суммы страховых взносов (за исключением расходов на ведение страхового дела, что составляет примерно 8% от суммы взносов). В таком случае страховые компании в бесспорном порядке взыскивают с брокера всю сумму выплаченной ему комиссии, а брокер, выплативший ранее из этой суммы вознаграждение сотруднику и взносы в ФСЗН, несет убытки.

В этой связи требует совершенствования порядок определения размера выкупной стоимости страхового полиса. Также участники встреч пришли к выводу, что сумма, выплаченная страховой компанией брокеру, не должна подлежать возврату, что позволит минимизировать его риски, связанные с невозможностью выплат при досрочном расторжении договоров страхования.

А для того чтобы исключить риск некачественного оказания посреднических услуг в этой сфере, рекомендуется обязать страховых брокеров регулярно обучать своих сотрудников, причем как привлеченных по трудовым договорам, так и гражданско-правовым.

С целью гарантии того, что потенциальному клиенту разъяснены все важные аспекты договора страхования, рекомендовано разработать и выдавать застрахованному лицу памятку, содержащую все разъяснения.

Предлагается по опыту зарубежных стран установить так называемый период охлаждения, в течение которого клиент имеет право расторгнуть договор страхования и забрать свой взнос в полном объеме.

Напомним, что в РФ со 2.03.2016 г. страховые компании обязали по определенным видам добровольного страхования включать в свои правила и договоры период охлаждения. То есть прописывалась возможность возврата уплаченной клиентом (физическим лицом) страховой премии при его отказе от договора в течение первых 5 рабочих дней. С 1.01.2018 года срок увеличен до 14 календарных  дней, причем при принятии этой нормы некоторые специалисты предлагали сделать «как в Европе», установив срок в 30 дней.

Период охлаждения распространяется на большинство популярных видов страхования и позволяет отказаться от заключенной на эмоциях или под влиянием некачественной консультации (читай: навязанной или ненужной) страховки.
Понятно, что возврат страховки возможен лишь при отсутствии страховых случаев за период ее действия.

Совет рекомендует правительству разработать с учетом международного опыта, в том числе стран ЕС и ЕАЭС, проект нормативного правового акта, который позволит устранить препятствия, мешающие развитию рынка страховых услуг.  

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by