Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок стартапов: есть куда расти

Фото: freepik

Беларусь имеет значительный потенциал роста старт­апов, поскольку все еще отстает от стран-соседей по их количеству. К такому выводу пришли авторы исследования Belarus startup report 2021, проведенного компаниями CIVITTA и BULBA VENTURES.

Ежегодный анализ проведен в третий раз. Отличием новой работы стало то, что многие выводы сделаны на основе опроса стартап-бизнесменов.

Согласно анкетированию, наиболее ценной частью белорусской стартап-экосистемы является человеческий капитал, включающий как талантливых предпринимателей, так и квалифицированный персонал. Кроме этого, по мнению начинающих бизнесменов, с учетом действующих для IT-сектора льгот система налогообложения в стране воспринимается как достаточно благоприятная.

При этом, считают респонденты, в дальнейшем развитии нуждаются финансовые институты и сама система государственной поддержки бизнеса.

Социально-политический кризис, вызванный пандемией коронавируса и событиями в Беларуси после президентских выборов в августе прошлого года, оказал влияние на большинство сфер экономики, и стартап-индустрия не стала исключением. Отмечается снижение инвестиционной активности: в 2020 г. в стране было зарегистрировано только 26 инвестиционных сделок с проектами-новичками, в то время как годом ранее – 42.

80% стартапов, участвовавших в исследовании, отметили существенное влияние на них прошлогодних событий: мотивация и продуктивность персонала снизились, при этом продолжается активная релокация в другие государства.

По данным исследователей, в Беларуси к концу 2020 г. существовало 339 стартапов, 52 из них были основаны в минувшем году.

Для сравнения: в Латвии на конец года действовало более 600 старт­апов, в Литве – более 1 тыс., в Эстонии и Украине – более 1,1 тыс., в Польше – свыше 3,2 тыс., в России – более 3,8 тыс. Причем во всех странах в минувшие два года отмечался значительный рост количества начинающих компаний.

Обращает на себя внимание, что новые фирмы в целом оперативно отвечали на общественные запросы: большинство из них начало работу в связке со сферой здравоохранения, сервисами по доставке еды и дистанционным образованием.

Подчеркивается, что абсолютное большинство (более 80%) основателей стартапов до того, как начать собственный бизнес, были заняты в IT-сфере, в т.ч. в крупных известных компаниях (EPAM, Wargaming, Itransition и др.).

Сейчас белорусские стартапы все активнее предпочитают регистрировать свои штаб-квартиры за рубежом. В Беларуси главные офисы функционируют примерно у двух третей компаний. На втором месте по популярности – США. Большинство белорусских стартап-компаний работают на рынках Европы и Северной Америки, а для 35% из них мировые торговые площадки служат единственным источником дохода.

В 2020 г., отмечается в исследовании, 10 крупнейших сделок с белорусскими стартапами привлекли более 160 млн USD. На данный момент не менее 86 белорусских старт­апов хотя бы один раз привлекали инвестиции.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений