Рынок потребительского кредитования будут охлаждать

Высокий темп роста потребительского кредитования в Беларуси в прошлом году привел к заметному увеличению импорта. В этом году Нацбанк намерен данное направление банковского бизнеса несколько охладить.
Траектория рынка изменится
В последние годы в стране наблюдались высокие темпы кредитования физлиц. Так, в 2023 г. задолженность населения по потребительским кредитам выросла примерно на 2 млрд руб. – с 4,96 млрд до 6,93 млрд, а за 2024 год – более чем на 3 млрд руб., до 10,1 млрд.
Таким образом, в 2023–2024 гг. портфель потребительских кредитов банков увеличился более чем в два раза.
На днях Нацбанк обнародовал исследование, касающееся финансирования населения. В нем отмечено, что в прошлом году количество кредитных договоров, заключенных банками с физлицами, увеличилось во всех областях страны и в Минске. Две трети кредитов оформили граждане в возрасте от 26 до 45 лет. При этом практически вдвое за прошлый год увеличилась сумма на один договор у кредитополучателей моложе 26 лет. Одновременно улучшилась кредитная дисциплина и снизилось количество кредитных договоров с просроченной задолженностью.
Тем не менее высокие темпы роста потребительского кредитования вызвали определенную обеспокоенность в центральном банке еще в начале этого года.
Банкам следует отказаться от активного наращивания потребительского кредитования в ущерб поддержке субъектов хозяйствования, обозначил свою позицию регулятор в рамках расширенного заседания правления.
Для того чтобы коммерческие банки следовали этой рекомендации, к настоящему времени приняты стимулирующие меры. По информации «ЭГ», регулятор в этом году готов продолжать поддерживать коммерческие банки ликвидностью, но при условии, что те ограничат темпы прироста выдачи потребительских кредитов.
Таким образом, приоритетом для банков в новом году определено финансирование юрлиц. Кстати, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики на 2025 год из общего объема кредитных ресурсов юрлица получат более 90% средств, а остальной объем (порядка 7–8%) – физлица.
Защита белорусского рынка от импорта
Действия Нацбанка по ограничению темпов роста выдачи потребительских кредитов ожидаемы. Особенно в контексте не совсем позитивных изменений в 2024 г. в торговом балансе и на потребительском рынке.
В 2024 г. отрицательное сальдо внешней торговли товаров увеличилось до 4,7 млрд USD против 2,5 млрд USD в 2023 г. Оно выросло в немалой степени из-за увеличения импорта автомобилей, который в прошлом году показал максимум за всю историю. При этом, по данным Нацбанка, продажи автомобилей финансировались в т.ч. и за счет банковских ресурсов. Поэтому меры центробанка, направленные на охлаждение рынка потребительского кредитования, выглядят логичными.
Тем более что рост импорта в 2024 г. отрицательно повлиял не только на показатели торгового баланса, но и на ситуацию на потребительском рынке.
Доля продаж отечественных товаров на внутреннем рынке (в розничном товарообороте) в 2024 г. оказалась наименьшей (56,4%) за всю историю страны. Удельный вес отечественных продовольственных товаров опустился по сравнению с 2023 г. до 76,3% (-1,2 п.п.), а непродовольственных – до 37,3% (-3,1 п.п.). Например, в прошлом году сократился удельный вес в продажах на внутреннем рынке новых автомобилей отечественного производства, стройматериалов, чулочно-носочных изделий, обуви, трикотажной одежды. Произошло это на фоне заметного увеличения объема чистого импорта потребительских товаров.
Поэтому государственные меры воздействия на неблагоприятные изменения в торговом балансе и на потребительском рынке могут последовать не только со стороны Нацбанка.
В частности, потеря белорусскими производителями позиций на внутреннем рынке беспокоит МАРТ. Поэтому на межведомственном уровне уже прорабатываются дополнительные меры по стимулированию продаж отечественных товаров.
Как известно, уже более года покупатели ряда белорусских товаров могут получить льготные трехлетние кредиты «На родныя тавары» по ставке 4% годовых. В прошлом году благодаря таким кредитам куплены сотни тысяч белорусских товаров примерно на сотни миллионов рублей.
Возможно, для увеличения продаж белорусской продукции на внутреннем рынке будут приняты и другие меры, в т.ч. приоритетная выкладка в прикассовых зонах, где она пока отсутствует. Также могут доводиться задания до регионов для увеличения доли продаж товаров отечественного производства. Эффективность таких мер станет понятна по итогам года.