Рынок лизинга выходит на новые рекорды, но есть и сдерживающие факторы

Темпы роста портфеля лизинговых компаний измеряются в двузначных числах в текущем году. Таким образом, после рекордных показателей прошлого года отрасль выходит на новые максимумы, правда, структура роста неравномерная.
Продажи на рынке «растут и растут»
Текущие тренды на рынке лизинга обсуждались в рамках конференции «Ярмарка финансирования», организованной юридической группой REVERA и инвестиционно-консалтинговой компанией ASER.
Модератор панельной дискуссии финансовый директор RTL Alliance Максим Додолев для затравки привел последние официальные данные о работе отрасли, которые в III квартале 2024 г. опубликовала Ассоциация лизингодателей.
Общеотраслевая статистика говорит о том, что в 1-м полугодии текущего года портфель лизинговых компаний увеличился на 13,7% – до 10,9 млрд руб. При этом в сегменте инвестиционного лизинга (договоров лизинга, заключенных с субъектами хозяйствования) лизинговый портфель в денежном выражении вырос на 9%, а в сегменте потребительского – на 41%.
Участники дискуссии дали понять, что во 2-м полугодии 2024 г. высокие темпы роста потребительского лизинга сохранились.
В свою очередь, заместитель директора компании «Финпрофит» Эдуард Кузнецов констатировал приход новых игроков на быстрорастущий сегмент потребительского лизинга.
«Вхождение на рынок потребительского лизинга намного проще и намного менее затратно, чем в сегмент инвестиционного», – пояснил эксперт.
По словам Э. Кузнецова, способствует росту потребительского лизинга повышение финансовой грамотности населения, которое все чаще пользуется этим механизмом для приобретения желаемого имущества.
Директор компании «А-Лизинг» Рустем Исмагилов на цифрах своей организации (увеличение портфеля на 63% в долларовом эквиваленте за первые три квартала текущего года) подтвердил высокие темпы роста рынка лизинга.
По его мнению, драйверы роста рынка лизинга в текущем году – реализация отложенного спроса в сфере оборудования, строительной техники. Также, подчеркнул он, очень способствует росту рынка лизинга бурное увеличение продаж новых автомобилей, прежде всего китайских брендов.
Все это, по его словам, ведет к тому, что «продажи растут и растут» на рынке лизинга в 2024 г.
С грузовым автопарком и оборудованием не все однозначно
В сегменте инвестиционного лизинга ситуация неоднозначная. Одни компании расширяют состав основных средств за счет приобретения новых активов в лизинг, а аппетиты других в этом направлении весьма сдержанные.
Заместитель директора «Райффайзен Лизинг» Игорь Шаповалов обратил внимание, что ранее на рынке лизинга были активны транспортные компании, которые регулярно обновляли свой автопарк.
Однако западные санкции 2022–2024 гг., констатировал он, оказали существенное влияние на международные автомобильные перевозки.
В результате сегмент грузового транспорта «развернулся с Запада на Восток», и на этом направлении существуют определенные сложности.
«Если говорить о том, как это влияет на лизинговую отрасль, к сожалению, мы видим существенное падение спроса транспортных предприятий на приобретение техники», – констатировал специалист.
Кроме того, с развитием инвестиционного лизинга возникают сложности еще и потому, что не совсем понятно (с учетом санкционных ограничений на ремонт), какое оборудование предприятиям нужно.
Мы очень осторожно сейчас подходим к запросам на приобретение оборудования в лизинг, отметил И. Шаповалов.
По его наблюдениям, многие субъекты хозяйствования в настоящее время раздумывают, оставаться ли на европейском оборудовании, которое достаточно сложно обслуживать и поддерживать в текущих условиях, либо переходить на китайскую технику, или искать другие варианты.
«Здесь возникает вопрос о технологическом решении: это будет полный переход производства на другое оборудование или какой-то части, и это такое серьезное решение, которое не все готовы принять одномоментно», – рассказал И. Шаповалов.
Тем не менее, несмотря на перечисленные вопросы, решения в ряде случаев находятся и инвестиционный лизинг в текущем году также растет.
Ставка на цифровизацию и диверсификацию
Для роста лизингового бизнеса участникам рынка необходимо привлекать дополнительное финансирование (на покупку предметов лизинга), а также находить новые пути для расширения пула клиентов.
Что касается финансирования, то лизингодатели (с учетом имеющихся возможностей) стремятся расширить и диверсифицировать источники фондирования. Так, «А-Лизинг» (входит в «Альфа-Групп») вышла в этом году на белорусский рынок токенов и смогла за короткие сроки (благодаря высокому кредитному рейтингу) привлечь около 9 млн USD.
Кроме того, для развития бизнеса компания привлекает не только банковские кредиты (этим занимаются многие лизинговые организации), но и займы инвесторов. Такие инструменты пополнения ресурсной базы оказываются порой также достаточно привлекательными, поскольку не требуют многочисленных согласований, которые возникают в рамках взаимодействия с банками.
Переговорить с инвестором «и ударить по рукам может занять 2 часа», а «дальше уже скорость того, как его деньги будут зачислены на наш расчетный счет», рассказал эксперт.
В ходе переговоров с инвесторами отсутствуют длительные процедуры, которые возникают в случае привлечения банковского финансирования.
«Нет трехмесячного сбора документов, предкомитет, комитет, подкомитет, комитет после комитета, залог такой, а давай залог посмотрим снизу, а давай его поднимем, а давай на нем проедемся. Вот этого всего, что мы видим от банков (отсутствие гибкости), в данном случае нет», – образно описал Р. Исмагилов отличия условий привлечения небанковского и банковского финансирования.
Комментируя стратегические приоритеты, представители лизинговой отрасли акцентировали внимание на важности цифровизации сервисов. Правда, для тех участников рынка, которые оказывают лизинговые услуги в сельской местности, это не совсем приоритет.
Не получается у нас цифровизировать наших клиентов, у некоторых из них телефоны еще дисковые, рассказал Э. Кузнецов.
Компания «Финпрофит» не помогает своим клиентам оформить в лизинг новый телефон и различные гаджеты, которые, по мнению замдиректора, «сразу же могут оказаться в ломбардах».
Лизинговая организация нашла себе другую нишу и предлагает клиентам «более приземленные вещи». «Некоторые двери ставят на зиму через нашу компанию или окна», – поделился во время панельной дискуссии Э. Кузнецов опытом взаимодействия с клиентами.