$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

РЫНОК ИГРОВЫХ ПРИСТАВОК: КОМУ ИГРА, КОМУ- ПРИБЫЛЬ

29.10.2010

Когда-то игровые приставки стали предшественниками персональных компьютеров, как мы их сейчас понимаем. Достаточно вспомнить культовые Dendy и Sega, сверхпопулярные в 90-х годах. Тогда персональные компьютеры были малопригодны для игр и не могли конкурировать с игровыми консолями, которые обладали лучшей графикой и позволяли приобщиться к видеоиграм, не платя огромных денег, которые тогда стоил ПК.

Постепенно компьютеры радикально расширили свои функциональные возможности, и на смену примитивным консолям, предназначенным только для игр, пришли многофункциональные мультимедийные устройства, обладающие выдающимися потребительскими качествами. На некоторое время именно ПК стали главным инструментом игровой индустрии.

Но истории свойственно двигаться по спирали, и несколько лет назад начался второй бум игровых приставок, которые переняли у персональных компьютеров множество его мультимедийных функций, однако сохранили основной упор именно на игровую и развлекательную составляющую процесса. Отличная графика, акустика, клавиатуры — в игровых приставках нового поколения имеются все преимущества компьютерной периферии. Как и их предшественницы, современные консоли, такие как Playstation 3 или XBOX 360, созданы для одной цели — предоставить игроку незабываемый уровень реализма на большом экране домашнего кинотеатра, где можно сполна насладиться звуковыми и видеоэффектами.

Кроме домашних игровых приставок, в последние годы все большую популярность приобретают относительно недорогие портативные устройства, призванные обеспечить человека порцией развлечения, даже если он находится вне дома. Эти модели имеют встроенный жидкокристаллический дисплей и в чем-то похожи на ноутбуки, только с урезанным набором функций.

Портативные игровые приставки объединили в себе два наиболее динамично развивающихся направления IT-индустрии. Первое — индустрия электронных и компьютерных игр — одна из самых прибыльных за последнее десятилетие. Второе — рынок портативной электроники, т.е. гаджетов размером с человеческую ладонь.

До недавнего времени рынок портативных приставок был представлен дорогими брендовыми игрушками типа Sony Playstation, Gameboy и им подобными и предназначен для детей от 8–10 лет. Эти приставки очень дороги, игры для них также весьма недешевые.

В средней ценовой категории на отечественном рынке присутствуют портативные игровые приставки южнокорейской компании Ritmix. Они предназначены для детей от 5 до 10 лет. Все приставки имеют цветной экран, несколько десятков игр в комплекте. Это «золотая середина» — они не надоедают так быстро, как дешевые игрушки, при этом они недорогие и их не жалко, если ребенок случайно разобьет.

Сегодня в Беларуси картина пользовательских предпочтений на рынке игровых консолей примерно такая же, как и во всем мире. Самые популярные модели — это Nintendo DS и Nintendo Wii (производства японской компании Nintendo), Sony PlayStation 3, Sony PlayStation Portable и Sony PlayStation 2 (производства Sony), а также Microsoft Xbox 360 (выпускаемая, соответственно, Microsoft). Перечисленные три производителя идут примерно «ноздря в ноздрю», периодически кто-то вырывается вперед, но ненамного и ненадолго.

Некоторые менеджеры белорусских интернет-магазинов утверждают, что в нашей стране лидером чаще оказывается игровая приставка Nintendo Wii. Она по всем параметрам соответствует последнему поколению консолей и стоит в одном ряду с Xbox 360 и Sony PlayStation 3. При этом цена Nintendo Wii оказывается вполне доступной для тех, у кого не хватает денег на XBox 360 или Sony PlayStation 3.

Вторая по популярности приставка — Nintendo DS Lite. Она поддерживает игры от старой Nintendo DS и все игры от приставки GameBoy Advance, выглядит намного аккуратнее Nintendo DS, гораздо меньше в размерах и в сложенном состоянии напоминает обычный mp3-плеер. К тому же Nintendo DS Lite поддерживает связь по Wi-Fi и работает без перезарядки аккумулятора около 19 часов.

Что касается Sony PlayStation поколений 3 и 2, а также приставки XBox 360, то они остаются также весьма любимыми, особенно в среде геймеров, не слишком стесненных в средствах и способных выложить за источник развлечений несколько сотен долларов. Sony PlayStation 2 понемногу уходит с рынка, а остальные две консоли еще долго будут соревноваться между собой, так как и Sony PlayStation 3, и XBox 360 обладают очень мощными многоядерными процессорами и прочими электронными «вкусностями».

Также большое внимание белорусских игроков привлекает игровая консоль Sony PlayStation Portable (PSP) и новая Sony PlayStation Portable Slim (PSP slim). Под эту приставку разработано очень много игр, ее производительность также высока и превосходит производительность стационарной приставки Sony PlayStation 2.

Еще один важный момент: большинство современных домашних игровых приставок — это одновременно и компактные мультимедийные центры. Они позволяют слушать музыку, смотреть фотографии и кинофильмы, пользоваться Интернетом. Что же касается самих игр, то для всех перечисленных приставок они будут разрабатываться еще довольно долго, и какой бы выбор не сделал покупатель, без поддержки со стороны производителей игр он не останется.

Если рассматривать белорусский рынок игровых консолей с финансовой стороны, имеет смысл разделить его на три товарные группы — по ведущим производителям. Тем более что популярных моделей они выпускают мало — и дюжины не наберется.

Первая группа — приставки Nintendo, которых на рынке всего три. Так, портативная консоль Nintendo DS Lite стоит в белорусских интернет-магазинах 175–180 USD. Модель Nintendo Wii, предназначенная для домашнего использования, — 340 USD. Ее версия Nintendo Wii Limited Black Edition — 295 USD.

Вторая группа — игровые приставки Sony. Здесь мы видим самую популярную Sony PlayStation 3 по цене 450 USD, а также немного ей уступающую Sony PlayStation 3 Slim по цене 480 USD. От них заметно отстают представители прошлого поколения консолей: Sony PlayStation 2 (150 USD) и Sony PlayStation 2 Slim (тоже 150 USD). Ну и, наконец, присутствует на рынке карманная Sony PlayStation Portable, предлагаемая за 220 USD.

Третья группа — приставки Microsoft. Это такие модели, как Microsoft Xbox (280 USD), Microsoft Xbox 360 Premium (300 USD) и Microsoft Xbox 360 Elite (390 USD).

В целом белорусскому рынку игровых консолей могут позавидовать многие другие «электронные» сегменты. Сегодня перечисленными игровыми приставками пользуется порядка 900 тысяч белорусов. Еще порядка 100 тыс. покупают (или получают в подарок) первую игровую приставку в своей жизни (либо новую модель взамен уже имеющейся более старой). Это позволяет оценить ежегодный объем рынка порядка 350 тыс. USD. Добавьте сюда почти вдвое больше денег, зарабатываемых продавцами приставок на дисках с играми и различных аксессуарах. Получаем в сумме больше миллиона долларов. И этот рынок продолжает развиваться, несмотря на мощную конкуренцию, как со стороны персональных компьютеров, так и со стороны смартфонов, быстро набирающих дополнительный игровой функционал.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ