Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок грузоперевозок: в Казахстане плюсует экспорт, в РФ – импорт, белорусы колесят по родине

Фото: freepik.com

Логистические рынки Беларуси и России всегда были тесно связаны. А после закрытия европейских границ весной 2022 г. в эту связку попали и перевозчики Казахстана. Как введение санкций отразилось на сфере грузоперевозок трех стран и как эти изменения повлияли друг на друга? Директор компании-представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко проанализировала данные.

Беларусь лидирует по росту внутренних грузоперевозок

Если говорить о внутренних рынках, то, по данным биржи, сильнее всего ситуация с санкциями и закрытием границ отразилась на белорусском грузопотоке. Во II квартале 2022 г. спрос на перевозки внутри страны вырос на 25%. На российском рынке рост оказался несколько скромнее – 19%. В Казахстане же ситуация поменялась не сильно – улучшение спроса незначительное.

Такой рост востребованности внутренних перевозок в Беларуси и в России логичен и обусловлен снижением объемов грузопотока в страны Европейского союза. Для белорусских перевозчиков катализатором переориентации на свой рынок стало еще и падение ставок на перевозки в Россию из-за возросшей конкуренции. Перевозчиков Казахстана запрет на въезд в ЕС не коснулся, поэтому и существенных изменений на внутреннем рынке страны не произошло.

Казахстан больше всех нарастил экспортный грузопоток

Совсем иначе выглядит ситуация с экспортными перевозками. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то в апреле-июне 2022 г. рост грузоперевозок из Казахстана в другие страны составил 270%. В годовом выражении положительная, хоть и не сравнимая с казахстанской динамика сохранилась и в Беларуси (+6), и в России (+15%). Если же сравнивать кварталы текущего года, то цифры следующие: -9% – в Беларуси, -7% – в России и +136% – в Казахстане.

Быстрая переориентация белорусов и россиян на восточные направления не позволила кривой спроса упасть еще ниже. Рекордно быстрое наращивание объемов перевозок с азиатскими странами частично компенсировало «просевшее» европейское направление. Потому в годовом выражении мы все равно вышли в плюс. Перевозки же из Казахстана, которого не коснулись ограничения, начали резко набирать обороты.

И наиболее серьезный вклад в этот казахстанский рост внесли как раз российское и белорусское направления: +138% и +158% соответственно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всплеск популярности направлений Казахстан-Беларусь и Казахстан-Россия объясняется еще и тем, что на казахстанский рынок стали массово переходить российские и белорусские компании. Крупные игроки рынка открыли здесь свои представительства, чтобы иметь возможность работать без ограничений со странами ЕС.

В России вырос спрос на импортные автоперевозки

Что касается импортных автоперевозок, то здесь рекорды ставит Россия. Спрос на перевозки в РФ из других стран во II квартале 2022 г. по сравнению с первым составил +45%, а в годовом выражении –
+53%. В то время как в Беларуси эти показатели немного снизились – грузопоток из других стран во II квартале уменьшился на 7% по сравнению с первым и на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Казахстане перевозки из других стран сохранили прошлогодний уровень и показали положительную динамику, если сравнивать с I кварталом.

«Но надо понимать, что рост автомобильных грузоперевозок из других стран в Россию не значит увеличение импорта в эту страну. Здесь скорее речь о компенсации автомобильным транспортом морских перевозок», – обратила внимание Т. Солдатенко.

Значительную же роль в снижении грузопотока в Беларусь, по данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», сыграла Россия. Спрос на перевозки из РФ в РБ во II квартале 2022 г. по сравнению с первым снизился на 13%.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений