Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9777
EUR:
3.4782
RUB:
3.7155
BTC:
117,897.00 $
Золото:
322.09
Серебро:
3.7
Платина:
128
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок фастфуда Беларуси: факторы роста и топ-5 игроков

В Беларуси увеличиваются затраты населения на питание вне дома, что стимулирует рост рынка быстрого питания. Аналитики рынка предполагают, что сети заведений фастфуда будут укрупняться. Тем не менее уже можно выделить группу игроков, которые заняли в этом бизнесе лидирующие позиции.

Быстрая кухня стала доминировать

Инвестиционная компания «Юнитер» подготовила исследование, посвященное рынку ресторанов быстрого обслуживания. Проведенный анализ показал, что с 2015 г. наблюдается значительный ежегодный рост таких ресторанов и в 2024 г. их насчитывалось уже около тысячи.

К ресторанам быстрого обслуживания авторы исследования относят предприятия общественного питания, реализующие узкий ассортимент блюд (в т.ч. изделий, напитков) несложного изготовления. Как правило, в основе таких блюд – полуфабрикаты высокой степени готовности, что позволяет минимизировать затраты времени на обслуживание потребителей.

По мнению экспертов, с 2022 г. рынок общественного питания практически полностью перешел в стадию доминирования объектов быстрой кухни различных типов. Это выразилось в том, что заведения фастфуда вошли в пул ведущих покупателей (арендаторов) на рынке коммерческой недвижимости, а в местах с высоким пешеходным (покупательским) трафиком стала отмечаться плотная концентрация ресторанов быстрого обслуживания. Дошло до того, отмечают аналитики, что в радиусе 100 м может быть размещено более 50 объектов быстрого питания.

Явный тренд последних лет – экспансия участников рынка в регионы. Изначально они осваивали наиболее привлекательные места в центральной части Минска с высоким потоком потенциальных клиентов, но затем стали выходить и за пределы МКАД.

Согласно оценке компании «Юнитер», после 2016 г. основное число объектов фастфуда было открыто в границах крупных городских дорог и в жилых микрорайонах. За 2016–2023 гг. доля ресторанов быстрого обслуживания в регионах возросла на 14 процентных пунктов. Следствием экспансии стал тот факт, что за пределами столицы уже представлены не только местные (региональные) компании, но и бренды, известные на международной арене.

Разнообразие кухонь в секторе фастфуда в последние годы существенно не изменилось. При этом доля каждой из них в структуре рынка поменялась.

Авторы исследования, в частности, обратили внимание, что за 2016–2023 гг. почти на четверть увеличилась доля «шаурмы» и немного (на 4 процентных пунк­та) подросла доля «курицы». В то же время совокупная доля традиционных для рынка кухонь («бургеры» и «пицца») сократилась за названный период на 26%.

Пул ведущих игроков

Заметные изменения произошли не только в части кухонь, но и на уровне бизнес-моделей.

Авторы исследования обращают внимание, что еще в 2016 г. большинство заведений быстрого питания работали без франшизы, т.е. фактически в то время белорусские предприниматели выводили на рынок собственные сети и объекты общепита. Однако в последующие годы ситуация постоянно менялась, высокими темпами увеличивалось количество объектов, созданных благодаря франшизам.

В результате в 2024 г. бизнесы, основанные на локальных и региональных франшизах, заняли более четверти рынка и сравнялись по доле с международными франшизами. Рост популярности франшиз привел к тому, что за 2015–2023 гг. количество объектов быстрого питания увеличилось в 9 раз.

По данным компании «Юнитер», показатель насыщенности ресторанами быстрого обслуживания на 100 тыс. человек в Беларуси достаточно высокий по отношению к другим государствам Центральной и Восточной Европы. В 2024 г., согласно оценке авторов исследования, этот показатель в нашей стране соответствовал уровню Чехии и Болгарии. По данному параметру Беларусь опережала Казахстан, Румынию и Грузию.

В топ-5 игроков рынка фастфуда, говорится в исследовании, входят KFC (более 80 объектов), Dodo Pizza (47), Burger King (46), Domino’s Pizza (35) и Mak.by (25 объектов).

Топ-5 сетевых ресторанов по количеству посадочных мест выглядит несколько иначе: KFC (более 7 тыс. посадочных мест), Burger King (2,8 тыс.), Mak.by (2,7 тыс.), «Хинкальня» (2,5 тыс.), «Пицца Темпо» (2,1 тыс.).

Основная кухня лидеров отрасли – бургер, пицца и курица; преобладающая часть их ресторанов пока расположена в Минске. Хотя в случаях Dodo Pizza и Burger King больше всего объектов общепита уже находится в регионах.

Анализ, проведенный экспертами, показал, что величина затрат населения на питание вне дома зависит от уровня реальных располагаемых доходов.

В кризисном для отрасли 2020-м (на фоне пандемии COVID-19), поскольку доходы населения в реальном выражении уменьшились, затраты на питание также сократились. Однако затем в стране возобновились и рост реальных доходов населения, и положительная динамика затрат на питание вне дома.

В 2023 г. затраты на питание вне дома на душу населения в целом по стране составили в месяц 13 USD (против 7 USD в 2020 г.). При этом в Минске такие затраты в 2023 г. достигли 28 USD в месяц в расчете на душу населения (против 20 USD в 2020-м). Очевидно, что с учетом роста потребительских расходов в прошлом году данный показатель по итогам 2024-го окажется еще выше.

По мнению авторов исследования, постепенный рост затрат населения на питание вне дома является одним из драйверов развития в стране рынка фастфуда. С учетом этого эксперты ожидают дальнейшего укрупнения сетей ресторанов быстрого питания, а также расширения форматов обслуживания потребителей.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by