Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Образование
27.02.2015 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РЫНОЧНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА,©

Проблема подготовки рабочих кадров, которая сейчас активно обсуждается в Беларуси (см. «ЭГ» № 12 от 17.02.2015), была актуальной и 30, и 50, и 80 лет назад. И хотя мы довольно далеко ушли от плановой советской экономики, некоторые сегодняшние предложения по реформе системы профессионально-технического образования (ПТО) не являются новациями в полном смысле слова. Они уже обсуждались и воплощались в жизнь предыдущими поколениями. Конечно, эти рекомендации, пусть и проверенные временем, следует оценивать с позиций сегодняшнего дня.

или Стоит поучиться у истории

Проблема подготовки рабочих кадров, которая сейчас активно обсуждается в Беларуси (см. «ЭГ» № 12 от 17.02.2015), была актуальной и 30, и 50, и 80 лет назад. И хотя мы довольно далеко ушли от плановой советской экономики, некоторые сегодняшние предложения по реформе системы профессионально-технического образования (ПТО) не являются новациями в полном смысле слова. Они уже обсуждались и воплощались в жизнь предыдущими поколениями. Конечно, эти рекомендации, пусть и проверенные временем, следует оценивать с позиций сегодняшнего дня.

Ученые уверены, что дефицит рабочих кадров в условиях рыночной экономики угрожает лишь предприятиям-аутсайдерам с низкой производительностью труда и неконкурентоспособными зарплатами. И до недавнего времени эта проблема была не столь острой лишь благодаря большой армии профессионалов, подготовленных во времена СССР. Сейчас они ушли на пенсию, а система ПТО на постсоветском пространстве практически нигде, кроме Беларуси, не сохранилась. Да и у нас она требует значительного реформирования. Но когда начинаешь вникать в рекомендации ученых и специалистов, занятых этой проблемой, понимаешь, что многие предлагаемые ими рецепты давно известны.

Так, в постановлении Совета народных комиссаров СССР от 15.09.1933 «О школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)» отмечался ряд крупных недочетов в работе школ ФЗУ: чрезмерно длинные сроки обучения, зачастую на овладение и простыми, и сложными специальностями отводится одинаковое количество времени, перегруженность учебных планов смежными предметами в ущерб основной специальности, завышенные объемы выпуска по некоторым профессиям, по которым невозможно трудоустроиться. Обоснованно критиковались учебные программы и планы за их затеоретизированность. Главное же — выпускники школ ФЗУ не закреплялись на производстве, а значительная их часть, минуя фабрики, заводы, уходила на рабфаки, в техникумы и вузы.

Предлагались довольно радикальные пути исправления ситуации: каждый окончивший школу ФЗУ был обязан проработать на производстве не менее 3 лет по своей специальности, а также рекомендовалось установить дифференцированные сроки обучения. Всего лишь полмесяца (!) отводилось на подготовку новых программ, в соответствии с ними 80% учебного времени должно было уходить на обучение у станка по специальности, а остальные 20% — на теорию, причем непосредственно связанную с осваиваемой специальностью.

Если бы не отдельные термины, которые практически ушли из нашего обихода, то могло бы показаться, что многие положения этого документа написаны в 2015 г. Абсолютно те же проблемы актуальны и сегодня. Как и 80 лет назад, многие выпускники ПТУ не задерживаются надолго в заводских цехах, а более 15% сразу же поступают на учебу на более высокий уровень образования, планируется узаконить и срок отработки «по направлению», вот только сделать его короче — 2 года.

В школы ФЗУ поручалось набирать наиболее старательных, дисциплинированных, нацеленных на работу на производстве подростков, окончивших семилетку, преимущество отдавалось детям ударников труда данного предприятия. Чего греха таить, наши учреждения ПТО сегодня могут лишь мечтать о подобном контингенте обучающихся.

Кстати, продуман был вопрос и о дальнейшем трудоустройстве выпускников, для чего возраст учащихся, принимаемых в школы ФЗУ, устанавливался не ниже 15–16 лет. Хочу напомнить, что в белорусское законодательство планируется заложить норму о сокращении сроков обучения в учреждениях ПТО до полутора — двух лет. Но в школу дети теперь идут с 6 лет, и многие выбирают рабочие профессии после 9 класса, т.е. в 15-летнем возрасте. В итоге может возникнуть ситуация, когда профессия уже освоена, а работать в соответствии с ней еще нельзя, т.к. выпускник будет несовершеннолетним.

Уровень подготовки квалифицированных рабочих в системе ПТО критиковался также в постановлении ЦК КПБ и Совмина БССР от 20.06.1969 № 224 «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования БССР». Указывалось на слабую учебно-материальную базу многих ПТУ, директоров предприятий обязали создавать условия для прохождения производственной практики учащимися, а для руководства ею выделять инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих (с оплатой их труда). Все это, согласитесь, злободневно звучит и в настоящее время.

Примечательно, что в СССР для закрепления выпускников после окончания училищ им даже предоставлялась отсрочка на один год от призыва на действительную военную службу (для работы по специальности). Высокой была и социальная защищенность преподавателей и мастеров ПТУ. Наверное, и сегодня базовые предприятия при желании смогли бы обеспечивать таких специалистов и их семьи служебным жильем, предоставлять им наряду со своими работниками разного рода бонусы.

В последнее время необходимость активного вмешательства государства в определение того, кого, чему и как должна учить система ПТО, подвергается критике. Предусмотрительный бизнес почти во всех странах СНГ начал инвестировать в подготовку собственных кадров. К сожалению, в Беларуси превалирует другой подход: организации разных форм собственности надеются, что государство должно спрогнозировать в деталях на многие годы вперед потребность в кадрах и подготовить их за счет госбюджета.

Владимир ЗДАНОВИЧ,

директор Департамента контроля качества образования Минобразования

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by