Рост экономики Беларуси: — осторожный оптимизм ВБ
Специалисты Всемирного банка (ВБ) менее оптимистичны в своих прогнозах относительно развития белорусской экономики в ближайшие два года, нежели белорусское правительство.
Об этом можно судить по презентации обновленного экономического обзора ВБ для Беларуси, состоявшейся 2 ноября. По словам экономиста ВБ Марины Сидоренко, ежегодные темпы роста белорусской экономики в среднесрочной перспективе замедлятся до 2,7% в 2019-м и 2,5% – в 2020 г.
«Характерное для Беларуси восстановление экономического роста в прошлом и нынешнем годах основано на циклических факторах и низкой базе сравниваемых периодов, из-за чего даже небольшой рост в долях процентов выглядит серьезно. Когда действие эффекта низкой базы 2017 года прекратится, замедлится и экономический рост», – пояснила экономист.
При этом М. Сидоренко констатировала, что данный прогноз существенно отличается от оптимистического прогноза правительства на уровне 4% в год, что выше среднемировых.
Прогноз роста экономики в Республике Беларусь на 2018-2020 годы
Госдолг как сдерживающий фактор
Главным сдерживающим фактором развития белорусской экономики, как считают аналитики ВБ, будет оставаться обслуживание и погашение госдолга (3,7 млрд USD в 2018-м и 3,6 млрд USD – в 2019 г.).
Чтобы сформировать в первом полугодии 2018 года профицит бюджета в размере 5,5% ВВП, необходимый для финансирования расходов (2,4% в реальном выражении за первое полугодие) на погашение обязательств по госдолгу, правительству Беларуси пришлось сократить расходы на государственные инвестиции и трансферты местным бюджетам.
Алекс Кремер. Фото: Владимир Орехов
Несмотря на рефинансирование части долга со стороны основного кредитора Беларуси – России, острота проблемы госдолга сохраняется: к середине года отношение госдолга к ВВП составляло 36,6%. Если же использовать расширенное определение долга госсектора (по словам главы Представительства ВБ в Республике Беларусь Алекса Кремера, это внутренний корпоративный долг, номинированный в валюте), соотношение госдолга к ВВП превысит 52% ВВП.
Еще одним сдерживающим фактором развития экономики, по мнению М. Сидоренко, будет оставаться волатильность цен на сырьевые товары. При этом «на точность среднесрочного прогноза будут влиять риски, связанные с процессами развития экономик соседних государств, и прежде всего России», отметила она.
Российский вектор
По мнению аналитиков ВБ, Россия в состоянии оказать влияние на экономику Беларуси сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, через т.н. «налоговый маневр» в нефтяной сфере, который в течение 6 лет (начиная с 2019 года) полностью обнулит экспортные пошлины на российскую нефть, в результате чего цена нефти для Беларуси перестанет быть преференциальной.
Независимо от того, как будет решаться проблема «компенсации потерь» (через механизм межбюджетного трансферта или ценообразования), а также вопрос размера компенсаций (за весь объем нефти, поставляемый нам, или только за 6 млн т, необходимых стране), для Беларуси это означает безусловный поэтапный отказ от нефтяных пошлин, поступающих в госбюджет, более высокие цены на сырье для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, и, как следствие, – меньшую маржинальность продукции нефтехимии на внешних рынках.
Для «закрытия» образующихся в результате сокращения поступлений в бюджет, которое Минфин оценивает в 3,8% ВВП в год, потребуется сокращение расходов и повышение их эффективности.
Во-вторых, ограничения на импорт, периодически вводимые Россией, отрицательно сказываются на белорусских экспортерах молочной продукции.
В-третьих, как подчеркивают специалисты ВБ, на формирование рисков способна оказать влияние волатильность российского рубля по отношению к доллару США, что, в случае его ослабления, понизит конкурентоспособность белорусских предприятий на российском рынке.
Изменения на любом направлении, как считает А. Кремер, способны создать сложности с притоком валюты, необходимой для выплаты и обслуживания государственного долга, на что один только Минфин в нынешнем году выделяет 3,8 млрд USD (почти 5,5% прогнозируемого ВВП).
Таблица
Ключевые макроэкономические показатели |
||||||
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
ВВП, рост в постоянных рыночных ценах |
-3,8 |
-2,5 |
2,4 |
3,4 |
2,7 |
2,6 |
Частное потребление |
-2,4 |
-3,2 |
4,6 |
3 |
3,1 |
2,3 |
Государственное потребление |
-0,6 |
0,3 |
-1,3 |
0,8 |
1,3 |
1,3 |
Валовое накопление основного капитала |
-15,5 |
-14,5 |
5 |
6,5 |
5,6 |
5,2 |
Экспорт товаров и услуг |
2,1 |
2,6 |
7,3 |
7,2 |
8,3 |
8,9 |
Импорт товаров и услуг |
-10,6 |
-1,4 |
11,7 |
8 |
8,7 |
9,1 |
Сальдо счета текущих операций , % ВВП |
-3,2 |
-3,5 |
-1,7 |
-2,2 |
-2,4 |
-2,5 |
Сальдо бюджета, % ВВП (исключая квазифискальные расходы) |
1,4 |
1,5 |
3 |
2,1 |
1,9 |
1,7 |
Долг сектор госуправления, % ВВП |
31,4 |
39,2 |
39,3 |
38 |
37,5 |
37,3 |
Уровень бедности (5 долларов США по ППС) |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
Источник: органы госуправления Республики Беларусь и прогнозы сотрудников Всемирного банка. Годовое процентное изменение, если не указано иное; n = прогноз |
Внутренние риски
К внутренним факторам, представляющим собой риски для среднесрочного экономического прогноза, специалисты ВБ относят замедленные темпы осуществления необходимых преобразований в реальном секторе и возврат к политике поддержки внутреннего спроса, особенно в преддверии президентских и парламентских выборов. То есть основным драйвером роста экономики должен стать именно внутренний спрос.
Возможное разрастание взаимосвязанных проблем госпредприятий и коммерческих банков также вызывает некоторую озабоченность у представителей ВБ.
Чтобы минимизировать указанные риски, необходимы системные меры, такие как создание действенной системы урегулирования «плохих» займов для снижения уровня «проблемных активов» в масштабах всей экономики. Продолжение же реструктуризации задолженности для отдельных крупных заемщиков может привести к усилению фискальных рисков в связи с чрезмерно оптимистичными ожиданиями относительно оздоровления потенциально неэффективных предприятий.
Рецепт «счастья» для белорусской экономики
Главная задача белорусских властей в ближайшей перспективе состоит, по мнению представителей ВБ, в том, чтобы преобразовать нынешнее циклическое восстановление экономики в структурный устойчивый рост.
Этому может способствовать и поддержание инфляции на уровне однозначной величины Нацбанком. В прошлом году среднегодовая инфляция замедлилась до 6% и до 5,6% в сентябре 2018 года, хотя и отмечалось ее ускорение по сравнению с 4,7% в первом полугодии.
Справочно.
С 1992 года, когда Беларусь стала членом Всемирного банка, данное финансовое учреждение предоставило стране кредитных ресурсов на сумму 1,7 млрд USD. Дополнительно на реализацию различных программ, включая программы с участием организаций гражданского общества, было предоставлено грантов на 31 млн USD. На данный момент инвестиционный портфель ВБ в Беларуси включает 8 проектов на общую сумму 780 млн USD. На вопрос, в каких отраслях реализуются эти проекты, представители ВБ отказались отвечать.
В свою очередь, стабилизировавшееся инфляционное давление позволило снижать ставку рефинансирования на протяжении 2017–2018 гг. с 17 до 10% к июню нынешнего года. Как следствие, снижались ставки по банковским кредитам, что способствовало увеличению кредитования реального сектора экономики на 11,5% в номинальном выражении к середине 2018 года.
Тем не менее в стране сохраняется высокий уровень долларизации, о чем говорит 67,2% депозитов, выраженных в иностранной валюте.
«Долгосрочный рост зависит от эффективности распределения ресурсов, простоты ведения бизнеса, наличия стимулов для инвестиций и доверия к институтам. Прогресс в данных областях будет способствовать устранению нынешних трудностей адаптации экономики и предотвратит ее долгосрочную стагнацию. Структурные экономические и технологические изменения часто ведут к усилению социальной напряженности, но их можно смягчить с помощью соответствующих мер политики и институциональных преобразований», – считают специалисты банка.
В будущем темпы роста ВВП в Беларуси могут еще сильнее замедлиться (по тем же причинам) до 2–2,5% в год.