Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рост экономики Беларуси: — осторожный оптимизм ВБ

Марина Сидоренко. Фото: Владимир Орехов

Специалисты Всемирного банка (ВБ) менее оптимистичны в своих прогнозах относительно развития белорусской экономики в ближайшие два года, нежели белорусское правительство.

Об этом можно судить по презентации обновленного экономического обзора ВБ для Беларуси, состоявшейся 2 ноября. По словам экономиста ВБ Марины Сидоренко, ежегодные темпы роста белорусской экономики в среднесрочной пер­спективе замедлятся до 2,7% в 2019-м и 2,5% – в 2020 г.

«Характерное для Беларуси вос­становление экономического роста в прошлом и нынешнем годах основано на циклических факторах и низкой базе сравниваемых периодов, из-за чего даже небольшой рост в долях процентов выглядит серьезно. Когда действие эффекта низкой базы 2017 года прекратится, замедлится и экономический рост», – пояснила экономист.

При этом М. Сидоренко констатировала, что данный прогноз существенно отличается от оптимистического прогноза правительства на уровне 4% в год, что выше среднемировых.

Прогноз роста экономики в Республике Беларусь на 2018-2020 годы

Госдолг как сдерживающий фактор

Главным сдерживающим фактором развития белорусской экономики, как считают аналитики ВБ, будет оставаться обслуживание и погашение госдолга (3,7 млрд USD в 2018-м и 3,6 млрд USD – в 2019 г.).

Чтобы сформировать в первом полугодии 2018 года профицит бюджета в размере 5,5% ВВП, необходимый для финансирования расходов (2,4% в реальном выражении за первое полугодие) на погашение обязательств по госдолгу, правительству Беларуси пришлось сократить расходы на государственные инвестиции и трансферты местным бюджетам.

   Алекс Кремер. Фото: Владимир Орехов

Несмотря на рефинансирование части долга со стороны основного кредитора Беларуси – России, острота проблемы госдолга сохраняется: к середине года отношение госдолга к ВВП составляло 36,6%. Если же использовать расширенное определение долга госсектора (по словам главы Представительства ВБ в Республике Беларусь Алекса Кремера, это внутренний корпоративный долг, номинированный в валюте), соотношение госдолга к ВВП превысит 52% ВВП.

Еще одним сдерживающим фак­тором развития экономики, по мнению М. Сидоренко, будет оставаться волатильность цен на сырьевые товары. При этом «на точность среднесрочного прогноза будут влиять риски, связанные с процессами развития экономик соседних государств, и прежде всего России», отметила она.

Российский вектор

По мнению аналитиков ВБ, Рос­сия в состоянии оказать влияние на экономику Беларуси сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, через т.н. «налоговый маневр» в нефтяной сфере, который в течение 6 лет (начиная с 2019 года) полностью обнулит экспортные пошлины на российскую нефть, в результате чего цена нефти для Беларуси перестанет быть преференциальной.

Независимо от того, как будет решаться проблема «компенсации потерь» (через механизм межбюджетного трансферта или ценообразования), а также вопрос размера компенсаций (за весь объем нефти, поставляемый нам, или только за 6 млн т, необходимых стране), для Беларуси это означает безусловный поэтапный отказ от нефтяных пошлин, поступающих в госбюджет, более высокие цены на сырье для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, и, как следствие, – меньшую маржинальность продукции нефтехимии на внешних рынках.

Для «закрытия» образующихся в результате сокращения поступлений в бюджет, которое Минфин оценивает в 3,8% ВВП в год, потребуется сокращение расходов и повышение их эффективности.

Во-вторых, ограничения на им­порт, периодически вводимые Рос­сией, отрицательно сказываются на белорусских экспортерах молочной продукции.

В-третьих, как подчеркивают специалисты ВБ, на формирование рисков способна оказать влияние волатильность российского рубля по отношению к доллару США, что, в случае его ослабления, понизит конкурентоспособность белорусских предприятий на российском рынке.

Изменения на любом направлении, как считает А. Кремер, способны создать сложности с притоком валюты, необходимой для выплаты и обслуживания государственного долга, на что один только Минфин в нынешнем году выделяет 3,8 млрд USD (почти 5,5% прогнозируемого ВВП).

Таблица

Ключевые макроэкономические показатели

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВВП, рост в постоянных рыночных ценах

-3,8

-2,5

2,4

3,4

2,7

2,6

Частное потребление

-2,4

-3,2

4,6

3

3,1

2,3

Государственное потребление

-0,6

0,3

-1,3

0,8

1,3

1,3

Валовое накопление основного капитала

-15,5

-14,5

5

6,5

5,6

5,2

Экспорт товаров и услуг

2,1

2,6

7,3

7,2

8,3

8,9

Импорт товаров и услуг

-10,6

-1,4

11,7

8

8,7

9,1

Сальдо счета текущих операций , % ВВП

-3,2

-3,5

-1,7

-2,2

-2,4

-2,5

Сальдо бюджета, % ВВП (исключая квазифискальные расходы)

1,4

1,5

3

2,1

1,9

1,7

Долг сектор госуправления, % ВВП

31,4

39,2

39,3

38

37,5

37,3

Уровень бедности (5 долларов США по ППС)

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

0,5

Источник: органы госуправления Республики Беларусь и прогнозы сотрудников Всемирного банка. Годовое процентное изменение, если не  указано иное; n = прогноз

Внутренние риски

К внутренним факторам, пред­ставляющим собой риски для среднесрочного экономического прогноза, специалисты ВБ относят замедленные темпы осуществления необходимых преобразований в реальном секторе и возврат к политике поддержки внутреннего спроса, особенно в преддверии президентских и парламентских выборов. То есть основным драйвером роста экономики должен стать именно внутренний спрос.

Возможное разрастание взаимосвязанных проблем госпредприятий и коммерческих банков также вызывает некоторую озабоченность у представителей ВБ.

Чтобы минимизировать указанные риски, необходимы системные меры, такие как создание действенной системы урегулирования «плохих» займов для снижения уровня «проблемных активов» в масштабах всей экономики. Продолжение же реструктуризации задолженности для отдельных крупных заемщиков может привести к усилению фис­кальных рисков в связи с чрезмерно оптимистичными ожиданиями относительно оздоровления потенциально неэффективных предприятий.

Рецепт «счастья» для белорусской экономики

Главная задача белорусских властей в ближайшей перспективе состоит, по мнению представителей ВБ, в том, чтобы преобразовать нынешнее циклическое восстановление экономики в структурный устойчивый рост.

Этому может способствовать и поддержание инфляции на уровне однозначной величины Нацбанком. В прошлом году среднегодовая инфляция замедлилась до 6% и до 5,6% в сентябре 2018 года, хотя и отмечалось ее ускорение по сравнению с 4,7% в первом полугодии.

Справочно.

С 1992 года, когда Беларусь стала членом Всемирного банка, данное финансовое учреждение предоставило стране кредитных ресурсов на сумму 1,7 млрд USD. Дополнительно на реализацию различных программ, включая программы с участием организаций гражданского общества, было предоставлено грантов на 31 млн USD. На данный момент инвестиционный портфель ВБ в Беларуси включает 8 проектов на общую сумму 780 млн USD. На вопрос, в каких отраслях реализуются эти проекты, представители ВБ отказались отвечать.

В свою очередь, стабилизировавшееся инфляционное давление позволило снижать ставку рефинансирования на протяжении 2017–2018 гг. с 17 до 10% к июню нынешнего года. Как след­ствие, снижались ставки по банковским кредитам, что способствовало увеличению кредитования реального сектора экономики на 11,5% в номинальном выражении к середине 2018 года.

Тем не менее в стране сохраняется высокий уровень долларизации, о чем говорит 67,2% депозитов, выраженных в иностранной валюте.

«Долгосрочный рост зависит от эффективности распределения ресурсов, простоты ведения бизнеса, наличия стимулов для инвестиций и доверия к институтам. Прогресс в данных областях будет способствовать устранению нынешних труд­ностей адаптации экономики и предотвратит ее долгосрочную стаг­нацию. Структурные экономические и технологические изменения часто ведут к усилению социальной напряженности, но их можно смяг­чить с помощью соответствующих мер политики и институциональных преобразований», – считают специалисты банка.

В будущем темпы роста ВВП в Беларуси могут еще сильнее замедлиться (по тем же причинам) до 2–2,5% в год.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by