Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рост денежной массы превысил ожидания Нацбанка

Фото: freepik.com

По итогам 2023 г. денежная масса в белорусской экономике увеличилась больше, чем планировал регулятор. Основной импульс обеспечила динамика рублевой составляющей. В 2024 г. Нацбанк рассчитывает на замедление темпов.

Выше плана

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Беларуси на 2023 год прирост средней широкой денежной массы был включен в список основных показателей денежно-кредитной политики на отчетный период. Нацбанк ожидал, что средняя широкая денежная масса (денежный агрегат М3) в декабре 2023 г. по отношению к декабрю 2022 г. увеличится на 12–16%. Но фактический показатель прироста составил 28,4%.

Главный вклад в увеличение денежной массы в экономике внесла ее компонента, номинированная в белорусских рублях. Средняя руб­левая денежная масса (денежный агрегат М2*) возросла на 35,4% по отношению к декабрю 2022 г., денежная масса в национальном определении (агрегат М2) – на 35,1%.

Согласно расчетам правительства, ограничение роста широкой денежной массы в пределах 12–16% позволяло удержать годовые темпы потребительской инфляции в диапазоне 7–8%. Однако по факту прирост потребительских цен в декабре 2023 г. к декабрю 2022 г. составил 5,8%, что ниже заявленного ранее Совмином и Нацбанком.

Вероятно, особую роль в сдерживании инфляции в течение прошлого года при росте денежной массы сверх прогнозируемых объемов сыграло госрегулирование цен и тарифов, масштабы которого существенно расширились с октября 2022 г. С другой стороны, данное госрегулирование потенциально создает так называемый инфляционный навес, который может реализоваться на товарном рынке в 2024–2025 гг.

В Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2024 год указано, что в наступившем году Нацбанк продолжит реализацию политики контроля за денежным предложением. Прирост средней широкой денежной массы, по оценкам регулятора, составит 11–15% (декабрь 2024 г. к декабрю 2023 г.), средней рублевой денежной массы – 17–22%, рублевой денежной базы – 10–13% (1 января 2025 г. к 1 января 2024 г.).

Таким образом, в 2024 г. Нацбанк ожидает замедление прироста количества денег в экономике, которое будет происходить одновременно с девалютизацией денежной массы. Объемы белорусских рублей в денежном обращении будут увеличиваться опережающими темпами.

Девалютизация денежной массы

По оценкам на основе данных регулятора валютная компонента широкой денежной массы выросла в основном за счет разниц, возникающих при пересчете депозитов в иностранной валюте в белорусские рубли. Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте сократились в декабре 2023 г. на 2,1% к уровню декабря 2022 г.

Снижение сумм валютных депозитов на счетах в банках происходило на фоне сохраняющегося санкционного давления на финансовую систему и падения доли расчетов по экспорту и импорту в долларах и евро, которые ранее выступали основным средством сбережений. С 2022 г. Россия нарастила свою значимость в качестве ключевого внешнеторгового партнера Беларуси. Более 80% расчетов во внешней торговле с РФ уже обслуживает российский рубль.

В условиях низкой востребованности «токсичных» валют банками к концу 2023 г. средние процентные ставки по новым банковским вкладам (депозитам) в долларах и евро как для юридических, так и для физических лиц упали ниже 1% годовых. Данный уровень процентных ставок не покрывает годовые темпы роста потребительских цен в США и еврозоне.

Таким образом, реальная покупательская способность как минимум части депозитов в долларах и евро может не расти, а уменьшаться со временем, сокращая тем самым реальный уровень сбережений бизнеса и населения. Вероятно, с этим процессом связано падение привлекательности депозитов в иностранной валюте и сокращение их объемов по итогам 2023 г., что происходит параллельно с ростом депозитов в национальной валюте.

В декабре 2023 г. Нацбанк сообщил, что в целях закрепления процессов девалютизации экономики с 1 января 2024 г. норматив отчислений банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в фонд обязательных резервов от привлеченных средств в иностранной валюте повышен на 2 п.п. – до 18%. Данный шаг регулятора ведет к дальнейшему падению востребованности иностранной валюты в финансовой системе и расширению рублевого расчетного пространства.

В связи с этим в 2024 г. следует ожидать продолжения тренда на сокращение валютной части широкой денежной массы. Прервать процесс девалютизации широкой денежной массы способна значительная девальвация белорусского рубля по отношению к валютам основных внешнеторговых партнеров. Предпосылки к такой девальвации в ближайшей перспективе не просматриваются.

Перестановки внутри рублевой денежной массы

По итогам декабря 2023 г. удельный вес национальной валюты в средней широкой денежной массе составил 54,6%. В декабре 2022 г. доля белорусского рубля в составе денежной массы была ниже – 51,6%. Последовательное наращивание значимости белорусского рубля в денежной массе и сужение сферы использования иностранной валюты осуществляются в течение всей текущей пятилетки.

Рублевая денежная масса как денежный агрегат включает в себя наличные деньги в обороте (агрегат М0) и денежный агрегат М1. Данные компоненты денежной массы обладают наибольшей ликвидностью, наиболее активны в денежном обращении и, как правило, способны оказывать большее влияние на темпы инфляции в экономике, чем остальные агрегаты.

Прирост количества наличных денег в обороте составил в декабре 2023 г. к декабрю 2022 г. 39,4%. Прибавка денежного агрегата М1 – 33,5%. Денежный агрегат М1 формируется из суммы наличности в обороте и переводных депозитов в белорусских рублях у физических и юридических лиц. Данные средства представлены в основном остатками на карт-счетах населения и расчетных счетах предприятий. Деньги лежат на счетах на условиях до востребования и имеют высокую мобильность (по сравнению со срочными депозитами).

В декабре 2023 г. удельный вес агрегата М0 в составе агрегата М1 достиг 40,3% (годом ранее был равен 38,6%), агрегата М0 в составе М2* – 22,9% (против 22,2% годом ранее), агрегата М0 в составе М3 – 12,5% (11,5%), агрегата М1 в составе М3 – 31,0% (29,7%). Для банковской системы обычно благоприятны обратные процессы – уменьшение доли агрегатов М0 и М1 в составе иных компонентов широкой денежной массы.

Банкам необходимы устойчивые во времени пассивы с продолжительными сроками до выдачи клиентам. Это позволяет им эффективнее кредитовать клиентов в рамках инвестиционных проектов с продолжительными периодами реализации.

В связи с этим от 2024 г. Нацбанк ожидает продолжения формирования устойчивой и сбалансированной ресурсной базы банков. Приоритет будет отдаваться созданию наиболее привлекательных условий по безотзывным банковским депозитам физлиц, прежде всего на срок от года и более, как ключевому элементу долгосрочного фондирования.

Регулятор прогнозирует, что за 2024 год срочные и условные депозиты физических лиц в национальной валюте на срок от года и более увеличатся на 20–24%, а их доля в совокупном объеме срочных и условных банковских депозитов физических лиц в национальной валюте составит не менее 80% на конец года.

***

Подведем некоторые итоги. Нацбанк настроен на продолжение процессов девалютизации денежной массы в 2024 г. При этом регулятор намерен улучшить структуру денежной массы за счет роста средств, зафиксированных в срочных депозитах. Такое изменение структуры способствует тому, что банки более успешно оперируют на кредитном рынке, выдавая более «длинные» займы под меньшие процентные ставки.

Девалютизация денежной массы также важна в силу эффекта курсовых разниц для валютных депозитов. Значительная девальвация белорусского рубля, как правило, ведет к длительному сокращению доли валютной составляющей в денежном обороте, тем самым снижая эффективность воздействия Нацбанка на денежно-кредитную сферу.

Регулятор желает уменьшить роль наиболее активных в обращении компонентов денежной массы, которые имеют потенциал быстрого разогрева потребительской инфляции. В 2023 г. все еще происходило обратное, но Нацбанк приложит усилия к развороту в свою пользу по итогам 2024 г.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений