Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Российские экономисты – о противоречиях белорусской стабилизации

Экономическая стабилизация в Беларуси носит противоречивый характер: рекордно низкая инфляция при рекордно высоком росте зарплат и потребления. Анализ поведения зарплаты показывает, что основное ее увеличение пришлось на программистов, которые работают на экспорт. Работники госучреждений «довольствуются» реальным ростом на 2–3%. Таков один из выводов ведущего российского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ), который сделал обзор макроэкономической ситуации в Беларуси.

Зарплата

Распоряжение главы белорусского государства о достижении уровня средней зарплаты в 1000 BYN до сих пор обсуждается: по итогам апреля 2018 г. она снизилась до 930 BYN с 995,3 BYN в декабре 2017 г. При этом ее распределение по отраслям неравномерно, отмечается в обзоре ВШЭ. Так, работники сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) получают 3350 BYN в месяц, а, например, сотрудники бюджетных учреждений – 713 BYN. В ИКТ занято примерно 5% специалистов, при этом рост номинальных зарплат в секторе (I квартал 2018 г. к среднему значению 2017 г.) составил 40%, а вне его – 8%, что покрывает инфляцию примерно на 3 п.п. Вести работу по доведению зарплат до 1000 BYN будут, фокусируясь на предприятиях, которые платят лишь 300–400 BYN.

На волне повышения зарплат растет и розничная торговля, прибавляя практически 10% г/г, что может объясняться проеданием «матрасных» долларов населением. Однако удивительно, что инфляция на это практически не реагирует. Более того, в мае даже была зафиксирована дефляция месяц к месяцу в 0,3 п.п. То есть согласно данным официальной статистики в конце весны цены в Беларуси немного снизились. Видимо, это расхождение вызвано товарами с регулируемыми ценами.

Быстрый рост доходов, вероятно, послужил причиной опасений Нацбанка по поводу потребительского кредитования. Обещанный властями рост зарплат может подтолкнуть белорусов тратить больше, чем они могут позволить. Поэтому в апреле были приняты правила по ограничению рисков кредитования и установления таких предельных показателей, как обслуживание долга к доходу. Тем временем рост реальной зарплаты уже 7 месяцев держится на уровне выше 11% г/г. При этом производительность труда за I квартал выросла на 5,9% г/г. Разрыв между ростом реальной зарплаты и производительностью труда используется в качестве индикатора устойчивости платежного баланса.

Платежный баланс

Выплаты по валютному долгу в 2018 г. составляют для Беларуси 3,8 млрд. USD, из которых 3,1 млрд. – зарубежным кредиторам. С начала года около трети суммы уже погашено, а объемы рефинансирования составили 85% от выплат.

На текущий момент в глазах международных финансовых организаций и крупных инвесторов страновые риски Беларуси выглядят ниже, чем оценивались еще совсем недавно. Поэтому правительство может воспользоваться окном возможностей еще раз и разместить еврооблигации, говорится в обзоре ВШЭ. Экономическая ситуация настолько стабилизировалась, что Банк развития РБ уже этим летом рассматривает возможность разместить евробонды, номинированные в белорусских рублях, на сумму 250 млн. USD.

Нацбанк отмечает, что внешний госдолг находится на высоком для страны уровне (17 млрд. USD, или около 300% резервов). Правительство намеревается в этом году рефинансировать лишь 75% долга или снизить его на 800 млн. USD. Минфин продолжает занимать на внутреннем рынке в валюте на длительные сроки. Так, из 1 млрд. USD, размещенных на протяжении последних 9 месяцев, лишь 40 млн. истекают к погашению в 2019 г. и примерно 350 млн. – в последующие 3 года.

Пока Беларусь успешно расплачивается с внешними и внутренними долларовыми кредиторами, давление на платежный баланс растет со стороны импорта. По итогам января–апреля неэнергетический импорт вырос на 1,3 млрд. USD, из которых 0,7 млрд. пришлось на оборудование и транспортные средства.

Население продолжает продавать валюту, проедая запасы для финансирования текущего потребления. Однако темпы продажи замедляются: за январь–апрель этого года продано на 25% меньше валюты, чем годом ранее. Тем не менее это самый продолжительный период беспрерывной чистой продажи валюты, который уже длится 27 месяцев. Валютные депозиты также продолжают снижаться со своего пика, достигнутого в конце 2015 г. Колебания рубля могут резко изменить эту тенденцию.

Госпредприятия

Намерения властей поднять среднюю зарплату на тех предприятиях, где сотрудникам в среднем платят 300–400 BYN, обсуждаются во время снижения чистой прибыли предприятий. В целом доля убыточных предприятий составляет 20%, в промышленности она достигает 30%, а в легпроме – все 40%. Кроме того, ухудшается ликвидность предприятий, что выражается в сокращении депозитов юридических лиц в банках.

Статистика Минэкономики показывает, что госпредприятия не особо страдают от последствий убыточности. База данных министерства фиксирует 7625 случаев банкротств за последние 3 года, из которых всего 209 пришлось на организации с ненулевой долей государства. Из этих 209 почти 50% (101 предприятию) дали второй шанс – они попали под процедуру санации. В то время как только 23 частным фирмам была предоставлена такая же возможность.

Таким образом, даже в случае банкротства только половина из таких нежизнеспособных госпредприятий может быть ликвидирована. Увольняют руководителей – предприятия оставляют. Путь от банкротства к санации и реструктуризации долгов является одним из многочисленных способов завышения качества кредитов, выданных банками.

Нацбанк впервые стал публиковать статистику по необслуживаемым кредитам, которые составили лишь 3,5% активов. Хотя куда более полезной бы оказалась статистика по реструктурированной задолженности. Несмотря на столь малый объем необслуживаемых кредитов, Нацбанк планирует создать рынок проблемных долгов.

Индикаторы

Экономика Беларуси выросла за январь–май на 4,7% г/г, производительность труда – на 5,2% г/г, а промышленность – на 8,3% г/г, причем увеличения запасов не произошло, говорится в обзоре ВШЭ. В инвестиционной деятельности вложения в основной капитал увеличились на 15% г/г, но строительство упало на 7,1% г/г. Спад зафиксирован, несмотря на то, что объемы строительства с господдержкой выросли на 40%.

Инфляция составила 4,4% г/г в мае, несколько замедлившись по сравнению с предыдущими месяцами. Сдержанный рост цен наблюдается, несмотря на двузначный рост розничной торговли и реальной зарплаты. Пока потребительская активность не привела к значительному росту импорта (лишь +100 млн. USD г/г в I квартале), но если правительство продолжит работать над доведением зарплат на госпредприятиях до уровня в 1000 BYN, всплеск импорта не заставит себя долго ждать, отмечается в обзоре российских экономистов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений