Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №65(2759) от 30.08.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1834
EUR:
3.531
RUB:
3.5231
BTC:
59,501.00 $
Золото:
256.41
Серебро:
3.01
Платина:
96.51
Назад
Проблемы и решения
сегодня в 00:00 13 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №65(2759) от 30.08.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Риски для бухгалтеров до и после увольнения

Фото: freepik.com

Сообщения о привлечении бухгалтеров к административной и уголовной ответственности в 2024 г. стали регулярно появляться в публичном пространстве. Эксперты рекомендуют бухгалтерам оценивать потенциальные риски, которые могут реализоваться в т.ч. и после увольнения из организации.

Правоохранительные органы в нынешнем году регулярно сообщают о выявленных фактах хищения, в которых были виновны бухгалтеры. Адвокаты в свою очередь фиксируют факты о налоговых делах, фигурантами которых являются не только собственники и топ-менеджеры, но и главные бухгалтеры.

Как свидетельствует правоприменительная практика, претензии к бухгалтерам, в т.ч. и после увольнения, также могут быть предъявлены и Фондом социальной защиты населения.

В связи с этим «ЭГ» попросила экспертов рассказать о наиболее вероятных и серьезных бухгалтерских рисках, а также о мерах предосторожности, которые позволяют существенно снизить вероятность неприятностей.

Елизавета Ярмош, адвокат Минской городской коллегии адвокатов:

elyarmosh1.jpg
        Елизавета Ярмош

– В белорусском законодательстве предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность, к которой может быть привлечен главный бухгалтер при возникновении определенных обстоятельств.

Если говорить об уголовных налоговых делах, то, по моим наблюдениям, главный бухгалтер чаще проходит как свидетель. Однако имеют место случаи, и их немало, когда главбуха определяют как пособника либо как соисполнителя и привлекают к уголовной ответственности (по ст.ст. 243, 243-1, 243-2, 243-3 УК).

При этом очень часто руководители или собственники бизнеса, когда их опрашивают и заходит речь о привлечении к ответственности, непременно упоминают, что вопросами, связанными с налогообложением, владеет исключительно главный бухгалтер.

Позиция руководителей и собственников в таких случаях зачастую сводится к тому, что вопросами налогового учета, подачи налоговых деклараций, включая выбор системы налогообложения, в компании занимался главный бухгалтер, а руководители (собственники) в эти аспекты не погружались. Такая позиция топ-менеджеров и собственников очень распространена, когда речь заходит об уголовном деле.

Поэтому главному бухгалтеру имеет смысл помнить о том, что если между ним и директором существуют расхождения, то у него (нее) есть законное право настаивать на письменном распоряжении руководителя для решения спорных ситуаций. И только в этом случае (когда имеется такое распоряжение) руководитель единолично несет ответственность за совершение налоговых нарушений.

Когда у главного бухгалтера есть сомнения в законности определенных действий, этим правом обязательно стоит воспользоваться. Иначе вполне возможно, что главбуху придется разделить бремя ответственности с руководителем в случае выявления нарушений в области налогового законодательства.

А если бухгалтер содействовал уклонению от уплаты налогов, то он будет, скорее всего, проходить по делу уже даже не как свидетель, а как пособник. Причем совершенно не важно, что главный бухгалтер не является выгодоприобретателем, т.е. бенефициаром налоговой экономии. Эти обстоятельства, по моим наблюдениям, не освобождают бухгалтера от уголовной ответственности, если будет доказано, что он способствовал налоговому преступ­лению.

Какова мораль? Если вы являетесь лицом, ответственным за исчисление налогов, подачу налоговых деклараций, ведение бухгалтерского и налогового учета, то нужно четко понимать, насколько это небезобидные функции. Ответственность за правильность ведения учета, полноту уплаты налогов сохраняется за бухгалтером и после увольнения.

Поэтому важно выполнять работу в полном соответствии с законодательством и (чтобы не возникло проб­лем в будущем в связи с проверкой бывшего нанимателя) очень важно грамотно уволиться, в т.ч. правильно сдать документы и передать дела новому работнику.

Бухгалтеру важно четко представлять требования законодательства и правоприменительную налоговую практику, чтобы не оказаться в неприятной ситуации. Одни погружаются во все это самостоятельно, другие для прояснения обстоятельств обращаются к внешним консультантам.

Если бухгалтер видит рис­ки возникновения налоговых проблем, то имеет смысл реагировать. Например, прямо заявить об этом работодателю (либо клиенту в случае с аутсорсингом) и увязать будущее сотрудничество с исключением налоговых рисков.

Роман Шпаковский, адвокат Минской городской коллегии адвокатов:

rshpakovskii.jpg
       Роман Шпаковский

– Ранее весьма распространенным был подход, когда главные бухгалтеры к уголовной ответственности практически не привлекались.

Считалось, что они не являются бенефициарами, выгоды от налоговой экономии не получают. Соответственно, на этапе следствия бухгалтеры привлекались для дачи показаний, фигурировали в качестве свидетелей. И в окончательном обвинении, когда дело передавалось прокурору, главные бухгалтеры редко проходили в качестве обвиняемых.

Мои личные наблюдения по налоговым делам в г. Минске за 2023–2024 гг. указывают на то, что практика в этой части стала несколько корректироваться. Когда рассматриваются дела по дроблению бизнеса, которых относительно много, главные бухгалтеры наряду с собственниками бизнеса и топ-менеджерами в т.ч. иног­да включаются в число обвиняемых.

Логика следствия состоит в том, что поскольку данные работники способствовали уклонению от уплаты налогов и участвовали в выстраивании соответствующих схем, они также должны нести ответственность наряду с топ-менеджерами компаний и собственниками бизнеса. И с этой логикой сложно не согласиться.

Если главный бухгалтер информировал руководство о пределах применения УСН, предлагал схемы для сохранения налоговых льгот, участвовал в соответствующих совещаниях, то этого более чем достаточно для привлечения к уголовной ответственности по ст. 243 УК.

Привлечение работников аутсорсинговых компаний к ответственности пока не практикуется, но, думаю, это дело ближайшего будущего, интерес к ним правоохранительных органов очевиден.

Соглашусь с наблюдениями коллег, которые говорят, что топ-менеджеры и собственники в ряде случаев пытаются переложить ответственность на главных бухгалтеров, ссылаясь на то, что последние были уполномочены заниматься налоговым учетом и подачей налоговых деклараций.

Другое дело, что такие заявления практического смысла не имеют. Сложно представить ситуацию, когда главбух, не являясь выгодоприобретателем, придумывает по собственной инициативе схему минимизации налогов. Поэтому когда появляются дела о налоговой экономии, собственники и топ-менеджеры практически всегда привлекаются к уголовной ответственности.

Что можно порекомендовать в этом контексте бухгалтерам? Как им снизить свои профессиональные рис­ки?

Бухгалтерам, как и другим работникам, важно постоянно осознавать свою реальную роль и функции в организации. Если они выполняют исключительно технические задачи, например, ведут учет, отвечают за выплату зарплаты, – это одна история. Другая – когда бухгалтеры наряду с руководством участвуют в принятии управленческих решений, в т.ч. по налоговым вопросам. Во втором случае бухгалтер должен осознавать, что, возможно, ответственность за такие решения придется нести и ему.

Поэтому и топ-менеджменту, и бухгалтерам я бы рекомендовал выяснять, насколько возможные решения соответствуют законодательству и правоприменительной практике.

Вообще управленческие решения связаны с рисками. И мне кажется странным поведение бухгалтеров, которые, во-первых, готовы порой брать на себя риски, за которые им не платят, а во-вторых, делают это без глубокого погружения в тему.

Елена Игнатович, эксперт по вопросам бухгалтерского и налогового учета:

eignatovich.jpg
         Елена Игнатович

– Фактические условия работы бухгалтера таковы, что профессиональных рис­ков и вызовов достаточно много.

Прежде всего необходимо выполнять большой объем текущей работы (в т.ч. и непрофильной) и при этом быть в курсе частых изменений законодательства, которые могут влиять на учет и отчетность. Разногласия с руководством по различным околофинансовым вопросам также вполне реальны, ведь у нанимателя часто много «советников».

В результате бухгалтер нередко сталкивается с высокой нагрузкой, отсутствием рабочего времени на самообучение. А в дополнение присутствует реальный риск конфликта с нанимателем, у которого может быть собственное представление о том, чем и как должна заниматься бухгалтерия.

Высказывать профессиональное суждение и отстаивать свою позицию бухгалтерам бывает сложно из-за страха перед увольнением. Поэтому профессиональных рисков у специалистов по учету довольно много. Как их минимизировать?

Прежде всего, чтобы не брать на себя грехи работодателя, бухгалтеру нужно быть готовым… потерять работу. К такому выводу быстро приходишь, когда осознаешь, что в случае установления вины бухгалтер может быть привлечен к дисциплинарной, материальной, административной, а может быть и к уголовной ответственности.

Учитывая это, напрашивается следующий вывод: бухгалтерам особенно важно работать в добросовестной организации и с порядочным руководителем. При этом каждому специалисту в области учета обязательно следует помнить, что его профессиональные рис­ки остаются с ним и после увольнения из организации.

Контролирующие органы регулярно проверяют бизнес, и вполне реально (практика это доказывает), что бухгалтеру нередко приходится отвечать на вопросы, касающиеся ведения дел у бывшего работодателя. И если в работе этой организации будут выявлены грубые нарушения законодательства, то с высокой вероятностью станет вопрос об ответственности бухгалтерии.

Поэтому каждому бухгалтеру следует добросовестно исполнять должностные обязанности, соблюдать законодательство, вникать в правоприменительную практику по экономическим делам и обязательно позаботиться о сохранении архива информации (базы данных учетной системы) в случае увольнения. Сделать это (по договоренности с работодателем) реально и нужно для того, чтобы избежать необоснованных претензий в случае, если кем-то будут вноситься изменения в информацию за прошлые периоды.

Кроме того, бухгалтеру необходимо позаботиться о том, чтобы в связи с его увольнением были внесены изменения в электронную цифровую подпись. Это позволит исключить риск того, что кто-то от его имени сможет подписывать, например, налоговые декларации. В целом, очень важно внимательно отнестись к процедуре передачи дел в случае увольнения.

Если уход с работы должным образом не оформить, то проблемы в будущем могут возникнуть даже у добросовестного бухгалтера.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений