Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
112,519.00 $
Золото:
319.84
Серебро:
3.55
Платина:
127.95
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ремонт оборудования: важные нюансы

Каждая организация в своей деятельности сталкивается с необходимостью ремонта объектов основных средств. Поэтому у бухгалтеров нередко возникают вопросы, как отразить в бухгалтерском учете и учесть при налогообложении затраты на проведение ремонтных работ.

Ремонт представляет собой процесс приведения в исправное рабочее состояние объектов основных средств путем починки и устранения неисправностей, либо проведение профилактических мероприятий с целью недопущения поломки имущества в будущем, не изменяя технических и производственных характеристик объекта.

Поскольку ремонтом занимаются специальные внутренние или сторонние технические службы, то, в первую очередь, они должны определить, являются ли выполняемые работы ремонтом, модернизацией или реконструкцией (бухгалтеру также целесообразно проконтролировать правильность определения вида выполняемых работ).

Но не будем останавливаться на отличиях ремонта от модернизации и реконструкции, а уделим внимание наиболее проблемным вопросам в учете и налогообложении, с которыми может столкнуться бухгалтер.

От причин, которые вызвали необходимость проведения ремонта, зависит порядок его отражения на счетах бухгалтерского учета.

В первую очередь, нужно отметить, что затраты на ремонт не относятся на сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» и не увеличивают стоимость объекта основных средств.

Справочно. На сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы» учитываются расходы на модернизацию и реконструкцию, которые увеличивают стоимость объектов основных средств.

Казалось бы, не отнесение на затраты расходов на ремонт, а отнесение их на сч. 08 не ведет к уменьшению налоговой базы и недоплате налога на прибыль. Но такое мнение обманчиво, т.к. сформированная новая стоимость объектов основных средств переносится на затраты с помощью амортизации. И если основное средство является еще базой для налога на недвижимость, то организация излишне уплатит налог на недвижимость и недоплатит налог на прибыль за счет того, что само начисление налога на недвижимость учитывается в затратах организации.

Для удобства все расходы на ремонт можно условно разделить на несколько групп:

1. Расходы, которые учитываются в затратах организации (экономически обоснованные затраты).

2. Расходы, не связанные с предпринимательской деятельностью и экономически не обоснованные.

3. Возмещаемые затраты.

Остановимся подробнее на нюансах каждой группы.

1. Если в крупных организациях ремонт выполняется специальными подразделениями, то, в соответствии с п. 26 Инструкции № 501, расходы на проведение ремонта учитываются на сч. 23 «Вспомогательные производства».

На небольших предприятиях обычно отдельных подразделений нет, и работы выполняются специальными работниками либо сторонними организациями (например, по договору подряда). В таком случае расходы учитываются на «затратных» счетах бухгалтерского учета: 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию».

Если ремонт «производственного» назначения и экономически обоснован, то такие затраты учитываются при расчете налога на прибыль.

Справочно. В соответствии с п. 1 ст. 169 НК2 затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).

2. Затраты, не участвующие в предпринимательской деятельности и экономически не обоснованные, учитываются на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности».

Данные расходы не учитываются при налогообложении прибыли.

3. Затраты, которые возмещаются страховыми организациями при страховании объектов основных средств и возникновении страховых случаев, учитываются на сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Причем иногда сумма страхового возмещения не совпадает с произведенными затратами на ремонт, и тогда положительное либо отрицательное отклонение учитывается либо на субсч. 90-7 «Доходы по прочей текущей деятельности», либо на субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» к сч. 90.

Пример. У организации «А» попал в аварию за­страхованный автомобиль. Сумма возмещения страховой организацией составила 400 руб. Ремонт проводила сторонняя организация «Б». Затраты по восстановлению (ремонту) автомобиля составили 300 руб.

Возникшая разница 100 руб. (400 руб. – 300 руб.) списывается на сч. 90-7 и учитывается при налогообложении прибыли.

В случае установления виновного лица затраты на ремонт сторонней организацией (работает без НДС) отражаются в бухгалтерском учете следующей записью:

Д-т сч. 76 – К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму 300 руб.

На сумму полученного страхового возмещения:

Д-т сч. 51 «Расчетные счета» – К-т сч. 76 – 400 руб.

На сумму списанной положительной разницы:

Д-т сч. 76 – К-т сч. 90-7 – 100 руб.

Затраты также могут возмещаться и виновным лицом, расчет с которым ведется на бухгалтерском сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

***

Наиболее проблемными являются 1 и 2 группа расходов на ремонт, поскольку они непосредственно влияют на исчисление налога на прибыль и могут привести к его занижению.

Во избежание спорных вопросов во время проверок предельное внимание необходимо обратить на документы, которыми оформляется ремонт. Это могут быть договор с подрядной организацией; дефектная ведомость, в которой указан характер неисправностей и дефектов, требующих проведения ремонтных работ; акт о приемке-сдаче отремонтированных объектов основных средств; акт выполненных работ и т.п.

Основные средства, прежде всего, должны принадлежать организации (вопросы, касающиеся затрат на ремонт арендованного имущества, в данном материале не рассматриваются, но все связанные с ремонтом моменты можно учесть в договоре аренды. – Прим. автора).

В договоре на выполнение ремонтных работ важное внимание необходимо обратить на наименование объекта основных средств. То есть необходимо по инвентарному номеру проверить, есть ли в организации такой объект основных средств и совпадает ли его наименование. Если наименование объекта основных средств полностью или в какой-то части не совпадает, то организации перед проверяющими тяжело будет отстоять обоснованность произведенных затрат и, соответственно, такие затраты могут быть не приняты при расчете налога на прибыль, что приведет к недоплате налога в бюджет. В бухгалтерском учете также придется отражать корректировочные записи.

Важно! Первоначально при оприходовании объекта основных средств его наименование должно совпадать с первичной документацией.

Пример. Организация ремонтирует легковой автомобиль марки «А». В документах (договоре, актах выполненных работ) с подрядной организацией указан легковой автомобиль без указания марки (или легковой автомобиль марки «Б»).

В данном случае организации будет трудно (или практически невозможно) отстоять понесенные расходы (замену запчастей и комплектующих), поскольку нельзя определить принадлежность автомобиля организации. Как и невозможно доказать, что какой-то сотрудник за счет организации отремонтировал собственный автомобиль.

В случае замены каких либо составляющих объекта основных средств (например, в компьютере – замена платы) часто забывают о том, что составляющие компоненты могут в составе иметь драгметаллы. Чтобы не возникало проблем в дальнейшем, целесообразно в технических паспортах сделать отметку о замене и не забыть внести данные в бухгалтерский учет (инвентарные кар­точки).

Также при заключении договора на ремонт объекта основных средств со сторонней организацией целесообразно внести в договор соответствующее условие (например, «в случае проведения ремонта и замены составляющих, содержащих драгметаллы, если происходит изменение содержания драгметаллов, организация-исполнитель вместе с актом выполненных работ по договору представляет сведения не только о замене запасных частей, но и об изменении содержания драгметаллов»).

В договоре на выполнение ремонтных работ необходимо также определить, подлежат ли возврату замененные составляющие.

Немалую роль в договоре для бухгалтера имеет указание, какая сторона несет расходы на приобретение материалов для ремонта, и чьи сами материалы.

Таким образом, при учете затрат на ремонт важную роль имеют содержание договора, наименование объекта основного средства, а также основания проведения ремонта.

___________________________

1Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50.

2Налоговый кодекс (в ред. Закона от 30.12.2018 № 159-З).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by