$

1.9725 руб.

2.3066 руб.

Р (100)

3.1678 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Рейтинги

Рейтинг тянут вниз забалансовые операции правительства

07.02.2018

Рейтинговое агентство RAEX-Europe повысило рейтинг кредитного климата Беларуси до уровня B- (умеренно низкое качество) с ССС+ (низкое качество).

Повышение рейтингов кредитного климата мотивировано позитивной динамикой реальной процентной ставки, восстановлением национальной экономики после двух лет рецессии, а также недавно утвержденными мерами по поддержке новых бизнесов, говорится в отчете RAEX. В то же время, рейтинги продолжает сдерживать отсутствие структурных реформ в сфере неэффективных госпредприятий, широко распространенное директивное кредитование, и низкий уровень развития национального финансового рынка.

Рейтинги суверенного правительства остались на прежнем уровне (В в национальной валюте и B- в иностранной) из-за повышенного уровня долга, высоких рисков реализации скрытых обязательств правительства, сохраняющихся рисков банковской системы и неустойчивой внешней позиции, а также высоких уровней долларизации.

Валютная структура госдолга остается высоко рискованной, при уровне долга, номинированном в иностранной валюте, равном 47% ВВП, 124% доходов бюджета и более чем 90% от совокупного госдолга на конец 3 квартала 2017 г. Отношение ЗВР к валютному долгу сохранилось на достаточно низком уровне – 29%, несмотря на позитивную динамику резервов в течение 2017 г.

Агентство продолжает считать значительный объем скрытых обязательств, связанных с рекапитализацией банковской системы, долгосрочным фактором риска, который может спровоцировать рост показателей долга.

RAEX обращает внимание на то, что баланс госбюджета остался положительным в 2017 г, в то время как уровень внебюджетных операций остается высоким. Сохраняется значительный разрыв между показателями баланса бюджета за вычетом квазибюджетных операций и общим балансом бюджета расширенного правительства в определении МВФ. Это свидетельствует о значительном распространении забалансовых операций, которые включают в себя выплаты по гарантиям, рекапитализацию банков и госпредприятий, а также рефинансирование долга госпредприятий. Анонсированное ранее сокращение этих операций не подтверждено надежными источниками информации, и этот фактор сдерживает рейтинговую оценку.

Приверженность белорусского правительства бюджетной консолидации была подтверждена недавно одобренным Законом о Республиканском бюджете на 2018 г., который предполагает профицит в 733 млн. BYN (0,6% прогнозируемого ВВП). Однако, многие заявления, сделанные властями в 2017 г., могут быть интерпретированы, как возврат к экспансионистской бюджетной политике в будущем. В частности, правительство утвердило новый план бюджетной поддержки машиностроительной отрасли и субсидируемого строительства жилья, а также строительство новых инфраструктурных объектов.

Риски банковской системы остаются повышенными. Хотя уровень неработающих кредитов в РБ оставался стабильным в течение 2017 г., агентство считает, что это было по большей части вызвано ростом нового кредитования на фоне экономического роста, а также выпуском гарантированных или субсидируемых правительством кредитов в рамках различных госпрограмм, включая кредиты, выпущенные Банком развития РБ и новые кредиты крупнейшим предприятиям. Качество кредитного портфеля может ухудшиться вновь, так как ключевая проблема – хроническая некредитоспособность госпредприятий – остается нерешённой. Риски роста уровня неработающих кредитов и потребности в рекапитализации банков высоки, что создает давление на бюджетную позицию правительства, сдерживая рейтинговую оценку.

«Локализация» «плохих» активов банковской системы может занять несколько лет и должна быть дополнена ростом транспарентности финансовой отчетности Банка Развития. Однако без структурных реформ, сфокусированных на некредитоспособных госпредприятиях, и существенном снижении объемов директивного кредитования, политика Нацбанка остается малоэффективной.

Механизм кредитно-денежной трансмисии остается слабым из-за все еще высоких уровней долларизации. Агентство не ожидает последующего снижения инфляции в 2018 г. из-за влияния нескольких факторов: восстановления потребления во второй половине 2017 г. после роста зарплат и кредитования, роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги и умеренно высоких инфляционных ожиданий. Скорее всего, инфляция в 2018 г. будет близка к целям Нацбанка в 6% в случае, если внешнее окружение останется стабильным.

Внешняя позиция Беларуси улучшилась, однако остается неустойчивой в долгосрочной перспективе. Восстановление экономик крупнейших торговых партнеров РБ, достижение соглашения с Россией относительно цен на импортируемые нефть и газ, а также благоприятные условия на ключевых рынках, поддержали белорусский экспорт, в то время как рост импорта сдерживался стагнацией потребления. RAEX ожидает, что это приведет к позитивным значениям торгового баланса и позволит улучшить показатели счета текущих операций в сравнении с результатами 2016 г. При этом внешняя позиция остается крайне чувствительной к решениям российского правительства относительно цен на импортируемые энергоносители, а также реструктуризации долга.

Наряду с рядом мер, инициированных правительством с целью поддержки новых МСП и увеличения притока ПИИ, а также восстановления экономики, динамика реальной процентной ставки выступила триггером повышения рейтингов кредитного климата страны. Однако, дальнейшее повышение рейтингов сдерживается отсутствием структурных реформ, связанных с неэффективными госпредприятиями, широко распространенным директивным кредитованием, а также низким уровнем развития национальных финансовых рынков.

Справка ЭГ: Rating-Agentur Expert RA GmbH (RAEX-Europe) – независимое европейское рейтинговое агентство, аффилированное с международной группой рейтинговых агентств RAEX, имеющей более чем двадцатилетний опыт работы в рейтинговой отрасли. С 2015 г. аккредитовано Европейским регулятором по ценным бумагам и рынкам (ESMA) и имеет официальный статус института внешней оценки кредитоспособности (ECAI).

Рейтинг кредитного климата является мерой системных кредитных рисков страны в сравнении с другими странами мира. Уровень рейтинга кредитного климата отражает мнение Агентства относительно уровня риска невозврата вложений в публичные или частные долговые инструменты эмитентов конкретной страны.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА