$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Валютный рынок

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРЕКСА:©

12.12.2014

россияне успевают первыми

Госдума РФ 9 декабря приняла во втором чтении законопроект о регулировании работы дилеров на рынке Форекс. Ожидается, что закон вступит в силу в 2015 г. Напомним, что Договор «О Евразийском экономическом союзе» предусматривает гармонизацию законодательства стран-участниц в сфере финансового рынка, включая правила надзора и обеспечение защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг. Поэтому белорусским нормотворцам придется учитывать правила, установленные в РФ, при подготовке документа, регулирующего эту специфическую сферу деятельности.

Хотя из предложенной после первого чтения 41 поправки было одобрено только 8, ожидается, что и в таком виде закон существенно ужесточит регулирование работы форекс-дилеров на территории РФ, сделает ее прозрачнее и в некоторой степени сможет защитить трейдеров от махинаций на рынке.

Одной из ключевых норм российского законопроекта является определение международного и внебиржевого рынка Форекс, а также указание, что предметом деятельности последнего являются внебиржевые расчетные производные финансовые инструменты, базисным активом которых служит котировка валютной пары. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» дополнили статьей «Деятельность форекс-дилера». К такой деятельности относится заключение от своего имени и за свой счет договоров на неорганизованных торгах с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Обязательства по таким договорам зависят от изменения курса валюты или валютных пар. Условием заключения договора является предоставление форекс-дилером физлицу возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного дилеру этим физлицом обеспечения. Форекс-дилер не вправе совмещать свою деятельность с иной деятельностью, в т.ч. профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг. Рамочный договор между форекс-дилером и физлицом определяет общие условия взаимоотношений сторон.

ДЕНЕЖНЫЕ средства физического лица, предоставленные форекс-дилеру, являются обеспечением исполнения обязательств физлица перед ним. Соотношение размера предоставленного обеспечения и размера обязательств физлица (кредитное плечо) не может быть меньше 1 к 50. Банк России вправе изменить это соотношение, увеличив размер обязательства физлица не более чем в 2 раза (соотношение 1 к 100). Требования форекс-дилера, неудовлетворенные за счет средств, учитываемых на специальном разделе номинального счета, считаются погашенными.

Размер собственных средств форекс-дилера должен составлять не менее 100 млн. RUB. Если размер денежных средств, предоставленных физлицами, превышает 150 млн. RUB, то собственные средства форекс-дилера должны быть увеличены на 5% от размера средств, превышающих указанный порог.

Форекс-дилеры смогут осуществлять свою деятельность только при условии вступления в саморегулируемую организацию (СРО). Ею будет «Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий». Финансовая деятельность СРО подлежит обязательному ежегодному аудиту, а годовой отчет и бухгалтерская отчетность должны размещаться на официальном сайте.

СРО формирует компенсационный фонд для выплат при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств членами объединения. Взнос в этот фонд выплачивается форекс-дилерами единовременно при вступлении в размере 2 млн. RUB. При этом СРО наделяется довольно широкими полномочиями: она ведет реестр своих членов, контролирует соблюдение ими установленных правил, осуществляет еженедельный мониторинг достаточности средств, разрабатывает и утверждает стандарты работы, правила аттестации специалистов.

Государственным регулятором деятельности на российском рынке Форекс назначен Центробанк РФ. Он будет устанавливать порядок и сроки согласования документов СРО, порядок формирования компенсационного фонда и выплаты компенсаций. Кроме того, Центробанк определяет размер обеспечения, предоставляемого физлицом форекс-дилеру.

ЕЩЕ ОДИН важный момент — судебная защита участников рынка. Законопроект устанавливает, что соглашение, ограничивающее ответственность форекс-дилера, признается ничтожным. До заключения договора форекс-дилер обязан получить подтверждение, что физлицо ознакомилось с рисками, связанными с заключением, исполнением и прекращением обязательств по договору. Требования, вытекающие из договоров, заключенных форекс-дилерами с физическими лицами, подлежат судебной защите. При этом сделка, заключенная на рынке Форекс, признается судом недействительной, если окажется, что у форекс-дилера нет правил совершения операций, содержащих сведения, установленные законом, нарушено требование об их размещении в Интернете или одной из сторон нарушены такие правила.

Запрещается заключение в один период времени (устанавливаемый Центробанком РФ) с разными контрагентами аналогичных договоров на разных условиях. Кроме этого, форекс-дилер не вправе предоставлять займы физическим лицам. Важный момент — учредителем форекс-дилера не может быть юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, и юрлицо, у которого за нарушение была аннулирована лицензия на осуществление деятельности финансовой организации.

ПОПРАВКИ в Налоговый кодекс РФ включают форекс-дилеров в перечень лиц, которые могут признаваться налоговыми агентами. Они должны будут определять налоговую базу по налогу на доходы с физлиц по всем видам доходов от договоров с форекс-дилерами. Интересно, что в обосновании к законопроекту отмечалось, что среди клиентов форекс-компаний с положительным итоговым сальдо в России ежегодно насчитывается около 60 тыс. человек, а их средний доход составляет порядка 1800 USD. Таким образом, авторы проекта надеются пополнить российскую казну примерно на 14 млн. USD в год. По мере перехода форекс-компаний в юрисдикцию РФ и с развитием рынка этот показатель может вырасти. Заметим, что если российские граждане будут совершать операции на рынке Форекс через белорусских дилеров, то им придется из доходов, полученных за пределами РФ, платить налог про месту жительства, если он не будет удержан в Беларуси и не представится возможным воспользоваться соглашением об устранении двойного налогообложения.

Авторы законопроекта подсчитали, что прибыль юрлиц — участников рынка Форекс составляет порядка 114–217 млн. USD. Таким образом, при переводе всех их операций в российскую юрисдикцию в ближайшие 3 года бюджет РФ должен дополнительно получить от 23 до 43 млн. USD. При этом расходы, понесенные за счет средств компенсационных фондов, предназначенных для возмещения убытков, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В то же время оговаривается, что убытки, полученные по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, уменьшают налогооблагаемую базу.

В РЕКЛАМЕ, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами, российские компании будут обязаны предупреждать граждан о том, что такие договоры и финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Такой подход гораздо шире, чем ограничения, установленные ст. 22 белорусского Закона «О рекламе» при производстве и (или) размещении (распространении) рекламы ценных бумаг, банковских, страховых или иных услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств организаций и (или) граждан. Российский подход потребует, к примеру, в рекламе, обещающей будущему трейдеру титул «финансовой акулы», упомянуть, что существует и вероятность оказаться съеденным карасем.

Закон о Форексе в России должен вступить в силу с 1 октября 2015 г. Компании, осуществляющие брокерскую деятельность на территории РФ, будут обязаны получить лицензию в СРО до 1 января 2016 г. либо прекратить свою деятельность по истечении данного срока. Сегодня, как говорится в обосновании к законопроекту, в РФ насчитывается 15–20 компаний, активно работающих на российском рынке Форекс, из которых 5, занимая лидирующие позиции, работают исключительно через Интернет. С принятием закона им всем придется полноценно перейти на российский рынок. Кроме того, насчитывается около сотни мелких операторов, деятельность которых, по мнению специалистов, легализовать не удастся и будет прекращена. При этом законодатели никак не решили судьбу клиентов таких компаний. Легко представить, что не собираясь далее оставаться на рынке, такие операторы не вернут своим клиентам деньги, поскольку предъявить к ним претензии юридически окажется невозможным, закон обратной силы не имеет, да и документов для обоснования иска представить не удастся.

Леонид ФРИДКИН


Финансы: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях