Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Регулирование финансовых операций в сфере информационных технологий ужесточится

Иллюстрация: rbc.ru

16 марта 2021 г. на совещании у Президента было объявлено о подготовке отдельных правовых актов, направленных на ужесточение требований, предъявляемых к финансовым операциям в сфере информационных технологий. В первую очередь это касается цифровых активов – токенов, которые появились в белорусском правовом поле благодаря Декрету от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8).

За 3 года, прошедшие с принятия Декрета № 8, токены, основанные на применении технологии распределенных данных, получили широкое для инновации такого рода распространение в нашей стране. Введение этого понятия в правовое поле, предоставленные налоговые льготы, отсутствие жесткого регулирования позволили Беларуси заявить о себе как о стране, которая в числе первых на мировом уровне придала операциям с цифровыми активами законный характер. Серь­езную ставку на технологию будущего сделал Банк БелВЭБ, который запустил платформу finstore.by для размещения токенизированных облигаций от предприятий реального сектора экономики. Еще одним белорусским проектом, основанным на технологии распределенных данных, стал сервис currency.com, который предоставляет инвесторам возможность покупать токенизированные активы, в т.ч. аналоги ценных бумаг зарубежных компаний.

 

Нужно больше контроля

В то же время практика показала, что преимущества, предоставленные цифровым активам, создают неравные условия для традиционных финансовых инструментов, имеющих более жесткие регуляторные требования. Например, выпуск облигаций предприятием-эмитентом через платформу finstore.by и традиционным способом – через профучастника рынка ценных бумаг и Департамент по ценным бумагам, контролирующий соблюдение соответствующего законодательства, – представляет собой разный объем требований к эмитенту и разную правовую защищенность держателя, хотя внешне для покупателя это будут схожие финансовые инструменты.

Второй аспект, который не дает покоя государственным деятелям, – недостаточные требования по идентификации участников таких финансовых операций с точки зрения законодательства, направленного на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Действительно, цифровые токены получили распространение как инструмент, который используется для осуществления транзакций в случаях, когда необходимо избежать лишнего внимания со стороны проверяющих органов. И речь не только об уклонении от уплаты налогов. Как заявил глава государства, «в некоторых странах инструменты IT-корпораций активно и неприкрыто используются в политических процессах, нам это знакомо».

 

Ревизия преференций не за горами

По итогам совещания стала понятна стратегия правительства по данному сегменту финансового рынка. Прежде всего, планируется создать госорган, который контролировал бы деятельность криптоплатформ и криптобирж. Кроме того, речь шла о наделении контролирующими функциями ПВТ. Такое предложение внесли участники совещания, представляющие правительство, и Президент его поддержал. В то же время осталось неясно, будет ПВТ единственным надзорным органом в данной сфере или в итоге будет принято решение о создании нового, отдельного контролирующего органа.

Помимо профильных ведомств в разработке проектов правовых актов, определяющих новые правила обращения цифровых активов, принимают участие Нацбанк и Комитет госконтроля, и это настораживает. Возможно, в процессе ревизии отдельных положений действующего законодательства появятся изменения, ужесточающие требования и к компаниям, эмитирующих токены, и к другим участникам отношений. Прежде всего, стоит ожидать изменения правил идентификации участников финансовых операций. Не исключено, что потребуется раскрывать источники происхождения полученных средств. В качестве отдельного риска следует упомянуть изменение правил эмиссии цифровых облигаций для их продажи широкому кругу инвесторов – возможно, регулятор закрепит норму о доступности таких операций только квалифицированному инвестору, понятие которого в скором времени появится в белорусском законодательстве.

***

Совещание, прошедшее у главы государства, показывает, что правительство разворачивает серьезную ревизию норм и положений Декрета № 8, касающихся обращения цифровых активов, что еще больше подрывает доверие к неизменности права в стране и девальвирует ее репутацию как «тихой гавани» для криптобирж и криптоплатформ. С учетом того, что главная ценность цифровых активов (низкие регуляторные требования и упрощенный порядок идентификации) в ближайшее время может быть утрачена, полагаем, что грядущие изменения повлекут за собой негативные последствия в виде утраты доверия участников рынка, снижения объемов операций и интереса компаний к реализации новых проектов в данной сфере.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by