Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Цены
11.02.2022 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №11 (2508) от 11.02.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Страсти по овощам, или подоплека ценового регулирования

Фото: pixabay

Правительство и МАРТ в последние недели серьезно взялись за регулирование условий торговли свежими овощами и фруктами. Обнародованная министерством информация позволяет понять логику регуляторов, но не отвечает на вопрос о целесо­образности работы с ценами в «ручном режиме».

При росте цен на продовольственные товары в 2021 г. на 11,4% некоторые овощи стали рекордсменами. Например, белокочанная капуста подорожала более чем в два раза, репчатый лук – почти в четыре. В целом, плодоовощная продукция за год выросла в цене почти на 18%.

Произошло это, несмотря на регулирование по большинству позиций.

Из одного списка – в другой

Напомним, в Беларуси одновременно действуют 2 основных перечня товаров, цены на которые регулируются государством. Это список социально значимых товаров первой необходимости (утв. постановлением Совмина от 23.02.2021 № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости») и перечень социально значимых товаров (утв. постановлением МАРТ от 21.12.2021 № 79 «О регулировании цен на социально значимые товары». Ограничительные меры действовали и раньше).

В первом случае для товарных позиций утверждено максимальное разрешенное ежемесячное повышение цен, во втором – предельные максимальных уровни отпускных и розничных цен, а также цен импортеров.

Постановлением Правительства от 24.01.2022 № 36 в отношении свежего картофеля, капусты белокочанной, моркови, свеклы, лука репчатого и яблок, цены на которые регулировались согласно постановлению № 100, введено ограничение цен второго типа. Нововведение действует до мая включительно.

Документ подготовлен из расчета для производителей сельхозпродукции рентабельности на уровне 20%, держателей стабилизационных фондов – 10%.

«Злостные» нарушители

Обращает внимание объяснение МАРТ своих действий. Замминистра Андрей Картун, комментируя постановление № 36, отметил, что прежний способ ценового регулирования в отношении овощей и фруктов фактически не сработал – несмот­ря на определенное ограничение, производители и держатели стабилизационных фондов «злоупотреб­ляли положением на рынке и превышали эти цены». «С учетом даже сезонного роста на определенные виды плодоовощной продукции рост цен был больше, чем устанавливалось законодательством», – отметил чиновник.

Вскоре МАРТ предоставил более подробную информацию о таких нарушениях.

В минувшем году за нарушения законодательства о ценообразовании в отношении овощей и фруктов к административной ответственности привлечены 7 крупных торговых сетей, а также индивидуальные предприниматели, работающие на минском Комаровском рынке.

Общая сумма завышения цен на овощи, установленная в 2021 г., составила более 190 тыс. руб. 11,6% от указанной суммы – за счет завышения отпускных цен оптовыми поставщиками, 88,4% – доля превышения установленных розничных цен.

Экономический суд столицы принял решения в отношении всех нарушителей о наложении штрафов в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от их реализации по ценам, установленным в соответствии с законодательством.

Подобные случаи, по информации МАРТ, продолжают фиксироваться и с начала нового года. В январе за нарушения законодательства о ценообразовании при реализации плодоовощной продукции составлены и направлены в суд административные материалы в отношении четырех организаций. Сумма завышения отпускных и розничных цен, выявленных с начала года, уже превысила 65 тыс. руб.

Проще говоря, установленные требования не всегда соблюдаются. Не повсеместно, но достаточно массово и систематически, если говорить о крупных торговых сетях. И описанная ситуация лишний раз подтверждает тот факт, что, если товар должен подорожать в пределах реакции на текущую рыночную ситуацию и есть необходимость компенсации затрат, это произойдет.

В таких условиях, на наш взгляд, стоит искать более гибкие формы регулирования и воздействия на участников рынка, не полагаясь исключительно на административный «кнут».

Снизить розничные цены или, по крайней мере, замедлить их рост должно действие постановления Сов­мина от 04.02.2022 № 70, которым на 3 месяца введено лицензирование вывоза из страны некоторых овощей и фруктов (см. статью «Ограничение экспорта продовольствия: борьба с инфляцией у себя и соседей», «ЭГ» № 10 за 08.02.2022).

Но документ просто перечеркивает на время работу экспортно ориентированных производителей и поставщиков, заставляя их резко перестроиться на внутренний рынок. Поэтому оценить решение положительно как комплексное сложно. Скорее, речь идет о «тушении пожара» доступными средствами, об эффективности которых сможет рассказать только статистика об инфляции за I квартал.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений