$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Региональный взгляд на лишние требования

12.05.2017

Региональный взгляд  на лишние требованияВсю весну деловое сообщество могло заниматься обсуждением проектов документов, которые должны упростить условия ведения бизнеса в Беларуси, стимулировать деловую активность, исключить излишние требования к субъектам хозяйствования, усовершенствовать контрольно-надзорную деятельность.

Проекты были открыты в свободном доступе, любой желающий смог с ними ознакомиться и подать свои предложения. Обсуждение шло в различных форматах. Одним из них стала встреча 4 мая представителей Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, Департамента по предпринимательству Минэкономики и Белорусского Фонда финансовой поддержки предпринимательства с солигорскими бизнесменами в офисе компании «ЭНЕРГИЯ».

Попытки «раскрепостить» бизнес предпринимались в Беларуси неоднократно. Но почему-то эти «оттепели» регулярно сменялись периодами «закручивания гаек». Тем не менее бизнес-союзы с энтузиазмом участвуют в обсуждении пакета очередных поблажек.

Например, в БСПН поступило 184 предложения о внесении изменений в 96 нормативных актов, сообщила сопредседатель Правления, директор союза Жанна Тарасевич. Но это не предел – БСПН намерен успеть до 12 мая дополнительно представить предложения по обсуждаемому проекту Декрета Пре­зидента «О развитии предпринимательства и исключении излишних требований, предъявляемых к бизнесу». Предстоит еще изучить некоторые аспекты и сформулировать конкретные предложения, чтобы внести поправки в нормативные акты. При этом в регионах есть немало проблем, не видных из столицы, которые заслуживают внимания, обсуждения и ждут своего решения. Есть такие проблемы и у солигорских предпринимателей, хотя, вероятно, их коллеги в других районах могли бы сказать то же самое. Ведь у всех накопилось множество претензий и обид из-за требований лицензирования, санитарно-гигиенических правил и технических регламентов, аттестации и сертификации, налогообложения, проверок, штрафных санкций, регистрации и ликвидации компаний.

«Мы понимаем: чтобы изменить деловой климат в стране, одним декретом не обойдешься, нужны изменения в сотни документов, – признал заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь Александр Калиновский. – Поэтому сегодня редкая возможность – направить свои предложения. Не просто защитить внутренний рынок от того или другого (перечнями), а как экономическими мерами защитить, чтобы было выгоднее торговать белорусским товаром».

«По проекту Декрета Президента: собрали предложения. На мой взгляд, он с каждой редакцией выхолащивается и выхолащивается, – отметил пред­седатель Республиканского клуба директоров, генеральный директор ЗАО «Вилия» Лев Карпач. – Но самое лучшее в нем – он впервые вывешен на всеобщее обсуждение».

Приветствуя снятие барьеров, бизнес хочет, чтобы государство обеспечило равные условия и добросовестную конкуренцию на рынке. Ведь уже сегодня в иных сферах складывается ситуация, где некоторые предприниматели выжить не надеются. 

По их мнению, экспансия зарубежных товаров и крупных торговых сетей вытесняет как мелких ритейлеров, так и производителей, которые оказываются на грани банкротства. Директор ООО «Любимый трикотаж» Михаил Исаеня считает, что «якорные» арендаторы работают как «пылесосы»: высосали валюту из страны, деньги вывели, а потом уйдут, оставив «выжженную землю».

Одним из последствий Декрета  № 3 стало обострение претензий бизнеса к предлагаемой государством системе социальной защиты. Так, по мнению директора ЧП «АйТиЛайт» Жанны Дегтяревой, у частных компаний минимальное число больничных листов. Получается, что частники платят взносы в ФСЗН на оплату пособий по нетрудоспособности работников гос­предприятий. Увеличение пенсионного возраста усугубляет такие настроения: предприниматели открыто заявляют, что рискуют до пенсии вообще не дожить, а потому не видят смысла в уплате взносов на социальную защиту, которой они, скорее всего, не смогут воспользоваться.

Индивидуальные предприниматели считают, что для них правила взимания взносов в ФСЗН носят дискриминационный характер. При этом они ссылаются на пример России, где куда меньше ограничений, в т.ч. по найму работников, и требований, в т.ч. по первичным документам и кассовым аппаратам. Что мешает сделать то же самое у нас? В Минэкономики уверяют, что положительное решение возможно. Но пока предпринимателям приходится платить взносы на социальное страхование, в которое они не верят, оплачивать обслуживание кассовых аппаратов, которые им не слишком нужны, и нести целый ряд дополнительных расходов, которые выглядят как весьма обременительные дополнительные налоги.

Жанна Тарасевич напомнила, что еще в 2012 г. БСПН подготовил свою концепцию пенсионной реформы, где предлагалось сделать соцстрахование добровольным, перераспределить взносы между нанимателем и работником, изменить формулу расчета пенсий и социальную нагрузку. Что-то из этих идей попало в Директиву № 4, но сделано не было ничего. Теперь власти пытаются что-нибудь изменить, но ограничиваются увеличением пенсионного возраста, стажа и т.д. Между тем по-прежнему возникают споры с выплатами, облагаемыми отчислениями в ФСЗН, некоторые из которых явно нелогичны. Например, на вознаграждения по договорам подряда уплачиваются взносы по ставке 34%, в т.ч. 28% – в пенсионный фонд, а 6% – на пособия по временной нетрудоспособности. Но работники по договорам подряда больничные листки не берут, а потому БСПН предлагает с их вознаграждений не начислять 6%.

«ДЛЯ частных компаний, выполняющих строительные работы, одна из основных проблем – аттестация в области строительства. Чтобы претендовать на 1 категорию, нужно иметь основные средства на 100 тыс. базовых величин», – пожаловался директор ООО «ЭкоСтрой­Инвест» Дмит­рий Протасеня. Для малого предприятия это становится непреодолимым барьером, который выглядит каким-то нарушением конституционных прав. Почетный председатель БСПН Георгий Бадей заметил, что в ответ на предложение союза внести изменения в Указ Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» Минстройархитектуры предложило малым компаниям работать в качестве субподрядчиков. Но в БСПН считают, что это не решает проблему.

Столь же серьезно «напрягает» солигорский бизнес аренда. Если в Минске свободных площадей много, то в регионах – наоборот. Этим пользуются владельцы недвижимости: ставки порой оказываются выше столичных. Здесь по-преж­нему диктуют условия арендодатели – если не госпредприятия, то банки и застройщики, в т.ч. с участием иностранного капитала. Но тут сложно найти взаимоприемлемое решение. Если сегодня ограничивать арендную плату в торговых центрах, то завтра райисполком захочет вновь ограничивать цены на ваш товары, предупредила Ж. Тарасевич. Можно посмотреть через призму антимонопольного законодательства, чтобы выяснить, име­ется ли на рынке коммерческой недвижимости монополия или олигополия. В торговых центрах сегодня чаще есть проблема пустующих площадей, добавил Л. Карпач. Строительство коммерческой недвижимости утратило былую доходность, а иным застройщикам и инвесторам не под силу рассчитаться с банками.

Многие из обсуждавшихся на встрече в Солигорске проблем выходят далеко за рамки готовящихся проектов нормативных актов. Некоторые барьеры не исчезнут с корректировкой законодательства – для этого требуется изменение общей деловой среды, социальных и макроэкономических условий. Груз ошибок прошлых лет и нынешние тенденции в белорусской экономике, о которых рассказал на встрече Г. Бадей, делают перспективы развития бизнеса в ближайшие  годы довольно рискованными и туманными. Но это не значит, что при первых же трудностях придется вернуться к привычному госрегулированию.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА