Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №46(2740) от 21.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1764
EUR:
3.4043
RUB:
3.7577
Золото:
237.36
Серебро:
3.01
Платина:
99.98
Палладий:
92.32
Назад
Социум
26.11.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Региональные проблемы занятости:

нестандартный подход

нестандартный подход

Проблемы занятости в Шумилинском районе Витебской области типичны для рынков труда небольших регионов Беларуси.

В районе на 1 января 2004 года проживало 23,9 тыс. человек, из которых 9,1 тыс. экономически активных. В начале года  безработных было 370, или 4% от численности экономически активного населения, что свидетельствовало о необходимости предпринимать конкретные меры для снятия создавшейся напряженности. В этой ситуации было важно выработать детальные подходы и проводить социально-ответственную политику реструктуризации и реформирования экономики, одновременно снижая уровень безработицы. Поэтому совместный опыт работы органов государственного управления, нанимателей и профсоюзов Шумилинского района Витебской области может представлять интерес с точки зрения  неформальных подходов к решению стандартных проблем.

Прежде всего на основе анализа специфики экономического состояния региона были разработаны меры снижения безработицы. На основе этого служба занятости установила тесные контакты с нанимателями. Списки безработных пофамильно с указанием квалификации и стажа работы рассылались на предприятия. В результате обратной связи под каждого конкретного безработного были получены заявки на их возможное дальнейшее трудоустройство. Профессиональное обучение прошли 47 безработных, из них половина  - под конкретный заказ нанимателей. Кроме того, индивидуальные карточки поиска работы обязывали безработных к самостоятельным действиям, став своеобразным "допингом активности".

За январь-октябрь в районе было создано 258 новых рабочих мест, что смягчило напряженность на рынке труда. Важным фактором успеха стало создание новых рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса в сфере переработки сельскохозяйственной продукции. Так, создание ИП "Витконпродукт" позволило трудоустроить на работу 30безработных, ИП ЧУП "Славянский продукт" обеспечил постоянной работой 62 безработных. Кроме того, при содействии службы занятости было создано 21 предпринимательское рабочее место в сфере услуг, из которых 7 получили государственную финансовую поддержку в организации собственного дела. 

За 9 месяцев 2004 года среднесписочная численность работников, занятых в народном хозяйстве района, составила 7818 человек, или 98% к соответствующему периоду 2003 года. Совокупный оборот кадров оставался интенсивным, уровень найма за 9 месяцев составил 2213 человек и превысил уровень увольнений на 8%, что позволило существенно влиять на ситуацию - число зарегистрированных безработных сократилось на 40%, коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 3 на начало года до 1 на 1 ноября. Следует отметить, что восполнение выбытия кадров практически во всех отраслях народного хозяйства оставалось со знаком "+", а именно: в промышленности - 106,2%, в сельском хозяйстве - 115,8%, строительстве - 189,6%, жилищно-коммунальном хозяйстве - 109,4%, здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении - 109,2%. Улучшились показатели использования рабочего времени, а следовательно снизился уровень скрытой безработицы: на 35% по сравнению с 2003 годом уменьшились потери рабочего времени, отпуска по инициативе нанимателей составили 58 человеко-дней по сравнению с 6469 человеко-днями за аналогичный период 2003 года.  Уровень безработицы на 1 ноября 2004 года составил 137 безработных, или 1,5% к экономически активному населению.

Очевидно, что прогрессивные изменения не наступили автоматически, а стали следствием активных действий в сфере политики занятости, основными генераторами которой стали человеческий фактор и разумная экономическая составляющая.

Таким образом, повышению занятости в регионе во многом способствовали распространение эффективных методов в работе, а именно:

изменение в приоритетах политики на рынке трудаот достижения кратковременных успеховк долговременным эффектам условий занятости;

переход от политики пассивной выплаты пособий по безработице к требованию к безработному самостоятельно искать работу, участвоватьв переподготовке и повышении квалификации, конкурировать на рынке труда  при содействии со стороны службы занятости;

содействие малому и среднему бизнесу;

социальное партнерство между властью, нанимателями и профсоюзами, основанное на выполнении заключаемых коллективных договоров и соглашений и стремлении совместно решать проблемы в социально-трудовой сфере.

Понятно, что проблему занятости нельзя решить раз и навсегда. Рынок труда динамичен, и регулирование его должно быть упреждающим. Учитывая, что сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалифицированному составу безработных и структуре вакансий, социальному признаку и полу является главным препятствием по заполнению существующих вакансий, социальные партнеры находятся в поиске новых подходов к решению проблем. Приоритетные направления на будущее уже определены - обеспечение и создание новых рабочих мест и прежде всего на перспективных производствах и в сфере востребованных услуг, смягчение остроты проблемы молодежной и женской безработицы, содействие в трудоустройстве категориям безработных с пониженной конкуренто- способностью.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений