Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Мнения
12.03.2021 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №18 (2415) от 12.03.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Реформирование госсектора: — чем быстрее, тем более безболезненно

Константин Сонин. Фото: hse.ru

Беларусь в 2021 г. гораздо лучше подготовлена к проведению полноценных экономических реформ, чем экономики стран-соседей в тот момент, когда они начинали эти процессы. Однако дальнейшее откладывание реформ приведет у усугублению кризисных явлений, разрешить которые будет еще сложнее, чем сейчас, считает профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики в Москве Константин Сонин. «ЭГ» записала основные тезисы выступления эксперта на международной конференции Reshape.

Константин Сонин – один из более 60 экономистов, которые подписали открытое письмо к общественности Беларуси (см. статью «Чем не программа?», «ЭГ» № 82 за 30.10.2020).

 

Приватизация: нужны социальные гарантии

Важнейший фактор, определяющий, что это будут за реформы, – время, когда они произойдут. В случае разрешения политического кризиса в стране в обозримом будущем их можно провести в относительно спокойной и стабильной обстановке. Если же их отложить еще лет на десять, то это будут реформы по типу тех, что проводились в 1991–1992 гг. в России, когда значительная их часть была не сознательным действием нового правительства, а просто оформлением развала, который происходил сам собой.

Какие изменения белорусской экономике нужны в первую очередь? В части внешней торговли и вообще внешнеэкономической деятельности это либерализация отношений с Евросоюзом и снижение двусторонних барьеров с Россией, приватизация предприятий торговли. При этом важно не допустить монополизации: чтобы компании не доставались какому-то одному крупному собственнику. Но в целом это не самая сложная задача, в отличие от приватизации крупных промышленных предприятий.

На сегодня значительная часть белорусских предприятий,  контролируемых государством, убыточна. Расходы на их содержание отчасти субсидируются за счет перераспределения от прибыльных секторов, отчасти – за счет дотаций со стороны России.

Приватизация крупных предприятий должна проводиться открыто, законно, с самым широким доступом для потенциальных инвесторов. Иностранные инвесторы плохи только тогда, когда слабо государство. Если правительство сильное, если оно умеет собирать налоги с предприятий, тогда никакой проблемы в иностранной собственности нет, и иностранные инвесторы работают в тех же условиях, что и местный бизнес.

Однако сложность может заключаться в том, что многие активы из-за плохого финансового состояния не вызовут спроса. Если новые собственники получат свободу повышать эффективность, в т.ч. за счет сокращения персонала, то их привлекательность для инвесторов повысится, соответственно, эффект реструктуризации и добавленная стоимость для экономики будут выше. Но свобода увольнять появляется, только если правительство предоставляет социальные гарантии высвобождаемым сотрудникам. И это должно быть важнейшим фокусом любых будущих реформ в белорусской экономике.

Говоря о приватизации, также важно понимать, что главный доход, который будет получен правительством, – это не вырученные сразу средства, а то, что это предприятие сможет стать прибыльным и будет исправно платить налоги. Невелика вероятность того, что в Беларуси в принципе возникнет проблема сверхмасштабной приватизации промышленных предприятий.

Привлекательным для инвесторов может быть вхождение в капитал банковского сектора. Но приватизация госбанков – это не всегда хорошо: в развитых странах есть положительный опыт государственного контроля над крупными банками.

 

Причины: старые и новые

Главным видимым признаком успешности экономических реформ станет возвращение в страну бизнесов и людей, эмигрировавших за последнее время. Это будет ощутимо еще до того, как любые реформы покажут экономическую отдачу.

Нынешние трудности белорусской экономики обусловлены несколькими компонентами. Один из них – долгосрочная стагнация и сокращение реальных доходов населения. Мы видим, что та система, которая помогла стране пройти 1990-е гг. с меньшими потерями, чем в России и Украине, стала основным механизмом стагнации сегодня.

Вторая причина – политический кризис 2020 г. И то, что делается сейчас, – это путь его постепенного наращивания, а не разрешения. Нельзя выгонять из страны именно тот ресурс, который обеспечивал рост последних лет, и тот бизнес, за счет которого во многом субсидировалась занятость на крупных предприятиях. Это может иметь очень серьезные негативные последствия для всей экономики.

Обращают на себя внимание назначения на руководящие должности выходцев из силовых ведомств, им поручается управлять экономикой соответствующими методами, но отсутствие необходимых компетенций приведет к эффекту, обратному от того, на который такие решения рассчитаны.

 

IT: уйти, чтобы вернуться

В последние годы почти половину роста белорусской экономики обеспечивал IT-сектор, который сейчас на глазах уничтожается. Многие предприятия сферы нацелены на релокацию за рубеж. Самый быстрорастущий до недавнего времени сектор, с одной стороны, испытывает давление государства, с другой – его развитие тормозится из-за социально-психологических причин: проще говоря, потому, что многие граждане несчастливы из-за происходящего в их стране.

Исходная ситуация для любых мыслимых реформ в Беларуси будет значительно лучше, чем, например, в России в 1991 г., потому что законодательство за это время значительно адаптировано к рыночной экономике. Но самое главное преимущество Беларуси – у нее есть предпринимательский класс, большое количество историй успеха. Соответственно, это не будет таким безумным новшеством, каковым рыночные реформы воспринимались на постсоветском пространстве около 30 лет назад.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений