Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Реестр компаний-взяткодателей может появиться в Беларуси

Фото: freepik.com

В белорусских судах регулярно появляются дела о том, как топ-менеджеры некоторых компаний занимались подкупом должностных лиц других организаций. В России таких недобросовестных представителей бизнеса включают, образно выражаясь, в «черный» список, и наша страна может перенять этот опыт.

Список провинившихся

Тема коррупции подробно освещалась в рамках XXII Ассамблеи деловых кругов.

Старший прокурор по особым поручениям управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Артем Игнатенко во время мероприятия рассказал об актуальных вопросах противодействия коррупции в стране.

По данным Генпрокуратуры, в течение последних 5 лет ежегодно выявляется более тысячи коррупционных преступлений. В общей структуре преступности доля таких дел не превышает 2%. Разгула коррупции в стране нет, подчеркнул А. Игнатенко.

Согласно официальным данным, сферами, наиболее подверженными коррупции, являются сельское хозяйство, промышленность, строительство и торговля.

По информации Генпрокуратуры, почти половина всех случаев коррупционных преступлений относится ко взяточничеству, и около 70% таких кейсов выявляются в закупочной деятельности. Чаще всего коррупция фиксируется там, где предприятия осуществляют закупочную деятельность за счет собственных средств.

Поэтому в последние годы были внесены изменения в законодательство и установлены дополнительные требования к участникам госзакупок, одно из которых – отсутствие судимости у учредителей.

В будущем допуск поставщиков к госзакупкам планируется ужесточить. На повестке стоит вопрос расширения ограничений в отношении недобросовестных компаний.

Возможная опция – создание в стране реестра субъектов хозяйственной деятельности, уличенных в даче незаконного вознаграждения должностным лицам.

К слову, в России такой механизм уже существует. Согласно ст. 19.28 КоАП РФ юрлицам, представители которых дали незаконное вознаграждение должностному лицу, грозит серьезный штраф, и с этого неприятности только начинаются. Дело в том, что с 2021 г. информация о юридических лицах, привлеченных к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, подлежит включению в единую информационную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так в РФ формируется Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение. По российскому законодательству, в госзакупках не допускается участие юридических лиц в течение 2 лет после попадания в упомянутый реестр из-за коррупции.

Создание аналогичного реестра в Беларуси, считают в Генпрокуратуре, будет полезно как для государственных, так и для частных предприятий. Даже если ограничения на взаимодействие с юрлицами, попавшими в реестр, будут распространяться только на госсектор экономики, частные субъекты хозяйствования смогут пользоваться этим ресурсом, чтобы оценивать возможные риски работы с контрагентами, отметил А. Игнатенко.

Возможные новации антикоррупционной борьбы

Юридические условия для создания упомянутого реестра в Беларуси существуют.

В частности, в 2021 г. в КоАП появилась ст. 24.59 «Незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица», которой предусмотрена ответственность компании за коррупционные действия. Юридическим лицам, которые признаны судом виновными в подкупе должностных лиц, сейчас грозит штраф в размере до 200% от стоимости переданных материальных ценностей, предоставленных выгод имущественного характера.

«При определении судом размера штрафа в каждом конкретном случае подлежат учету характер и степень общественной вредности совершенного деяния, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица», – сказано в Методических рекомендациях по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях, опубликованных на сайте Генпрокуратуры.

Сейчас упомянутые штрафные санкции распространяются на случаи подкупа должностных лиц, которые обладают организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями. Возможно, в будущем ст. 24.59 КоАП будет распространяться и на случаи подкупа рядовых специалистов, которые по каким-то причинам интересны компаниям-взяткодателям.

Соответственно, в случае выявления таких кейсов недобросовестные субъекты хозяйствования будут утрачивать доступ к госзакупкам. За передачу незаконного вознаграждения должностным лицам к ответственности уже привлечено более 140 недобросовестных субъектов предпринимательства.

Еще одна коррупционная проблема, как видит Генпрокуратура, касается управленцев, которых государство уличило в недостойном поведении, но им удавалось вновь трудоустроиться на руководящие должности, поскольку они смогли скрыть свои характеристики и основания своего увольнения.

«Мы информировали об этом главу государства, и в самое ближайшее время будут выработаны дополнительные инструменты усиления контроля за последующим трудо­устройством этих управленцев», – рассказал А. Игнатенко.

Новации могут коснуться и тех управленцев, которые не прилагают должных усилий по борьбе с коррупцией. А. Игнатенко предположил, что в будущем может быть рассмотрен вопрос об установлении административной ответственности для руководителей, которые не исполняют свои обязанности в сфере борьбы с коррупцией.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by