Реальный сектор преодолевает санкции тремя путями

Производственный сектор экономики, который прямо или косвенно ощутил влияние санкций, постепенно адаптируется к новой реальности. О технологических, логистических и финансовых возможностях преодоления санкционных проблем «ЭГ» рассказали представители промышленности.
Импортозамещение в приоритете

Драйвером белорусской экономики остается промышленность. В этой отрасли, согласно официальным данным, формируется почти треть валового внутреннего продукта Беларуси.
Западные санкции явились определенным вызовом для промышленного сектора, поскольку с импортом ряда комплектующих возникли проблемы. В ответ на этот вызов расширились и ускорились проекты в сфере импортозамещения.
«Для всех стало очевидно, что пагубная зависимость от западных технологий и стран, поддерживающих необоснованные экономические ограничения в отношении Беларуси, не может привести ни к чему хорошему», – заявил на пресс-конференции заместитель министра промышленности Александр Ефимов.
Осознавая это, Минпром Беларуси совместно с Минпромторгом России с 2022 г. стали активнее развивать импортозамещающие проекты. Одна из задач такого сотрудничества состоит в том, чтобы создать всю гамму белорусско-российских станков, которые необходимы отраслям промышленности.
«Понимая, что экономическая безопасность основывается именно на технологическом суверенитете, развитию станкоинструментальной промышленности будет уделено самое пристальное внимание», – пояснил А. Ефимов.

Наряду с Минпромом предприятия на своем уровне также решают задачи замещения западного оборудования и комплектующих. Представители производственного сектора констатируют, что некоторые виды подшипников, резинотехнических изделий и прочих комплектующих ранее только импортировались, но внешние ограничения приводят к необходимости локализации производства.
«Санкции подтолкнули многих, кто не хотел заниматься импортозамещением, к решению этих вопросов», – подчеркнул генеральный директор ОАО «Гомсельмаш» Александр Новиков, отвечая на пресс-конференции на вопросы «ЭГ».

По данным Министерства промышленности, объем выпуска импортозамещающей продукции в первой половине 2023 г. составил 2,8 млрд USD. В эту цифру входит в т.ч. объем работ, которые выполняют подрядчики белорусских промпредприятий, занятые выпуском импортозамещающих комплектующих.
Заместить западные комплектующие и оборудование белорусские предприятия стараются и путем организации поставок из дружественных стран.
ОАО «Могилевлифтмаш», в частности, столкнулось с тем, что контракты, заключенные с европейскими поставщиками, были расторгнуты. Возникшие трудности компания решала путем переориентации на азиатских поставщиков комплектующих и оборудования.
«Понадобилось время, чтобы переориентироваться на Восток и в Китае найти нормальных поставщиков. Первое оборудование уже приходит, и оно не хуже европейского», – подчеркнул генеральный директор ОАО «Могилевлифтмаш» Сергей Чертков, отвечая на вопросы «ЭГ».
Диверсификация рынков и валют расчетов
Наряду с технологическими путями преодоления западных санкций белорусская промышленность задействовала и другие – логистические, финансовые – возможности, чтобы адаптироваться к новой реальности.
Дело в том, что из-за санкционного давления, по данным Минпрома, закрыт доступ для белорусских промышленных предприятий на премиальный рынок ЕС, практически прекратились поставки и в Северную Америку.
На этом фоне, в условиях беспрецедентных ограничений, в 2022 г. Беларуси пришлось переориентировать экспорт промышленной продукции на сумму свыше 1 млрд USD. При этом экспорт предприятий Минпрома в прошлом году вырос на 35% и в текущем году продолжает увеличиваться.

Первый заместитель министра промышленности Александр Огородников, отвечая на вопросы «ЭГ», пояснил на пресс-конференции, что в условиях закрытости западных рынков сбыта промышленные предприятия увеличивают поставки на азиатские и африканские рынки и, конечно, в Россию. Кстати, товарооборот между Беларусью и восточной соседкой в январе-июле 2023 г. вырос на 34%.
Работа на внешних рынках сбыта в текущих условиях имеет свои особенности. Дело в том, что из-за санкций прохождение платежей (расчетов), когда речь идет о работе с нероссийским рынком, усложнилось. Зарубежные банки усилили комплаенс-контроль в отношении расчетов с резидентами Беларуси. А с промышленными предприятиями, которые находятся под санкциями, иностранные банки и вовсе отказываются работать.
В результате сейчас нет универсального механизма прохождения международных платежей для реального сектора экономики.
«По одной и той же зарубежной стране выстраиваются различные механизмы расчетов, трассировки прохождения денег», – подчеркнул А. Огродников.
Соответственно, поиск оптимальных схем международных расчетов – это еще одно направление деятельности, заниматься которым приходится промышленным предприятиям, чтобы платежи проходили даже в условиях санкционных ограничений.
Для решения этой задачи расчеты переводятся в т.ч. в национальные валюты дружественных стран.
«С точки зрения движения денежных средств у нас появилась новая валюта, с которой мы работаем, – армянский драм. Контракт с Ереваном заключили в этой валюте, и платежи успешно проходят», – поделился опытом С. Чертков
Сегодня большинство расчетов белорусских промышленных предприятий номинированы все-таки в российских рублях. Также увеличивается доля юаня в международных расчетах. Что касается платежей в долларах и евро, они сохранились, но их доля, по данным Минпрома, снизилась.
Другие иностранные валюты в трансграничных расчетах промышленными предприятиями пока не используются. В будущем, если центробанки Беларуси и Турции смогут договориться о свопах по турецкой лире, интерес белорусского бизнеса к использованию этой валюты в международных расчетах может возрасти, считает А. Огородников.