Развивающие задачи для экономики

Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы утверждена постановлением Совмина от 08.05.2025 № 254. Документ предусматривает ряд значимых изменений в деловой и финансовой сферах экономики.
Ценообразование
Программой предусмотрено, что в 2025 г. будет определен перечень товаров (работ, услуг) для формирования эталонных цен (тарифов).
Основой для подготовки документа станет Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утв. Указом от 25.02.2011 № 72. В настоящее время он включает тарифы на ЖКХ и энергетику, медицинские, образовательные и ряд других услуг, цены на стройматериалы и социально значимые товары.
Более гибкое ценовое регулирование будет осуществляться в рамках «тарифной тетради», которую тоже должны разработать в 2025 г. на пятилетку. Она будет предусматривать установление «ценовых коридоров» – разрешенных диапазонов цен.
Отказ от субсидирования ЖКУ и транспорта
С 2026 г. планируется вывести тарифы по оплате ЖКУ на возмещение в размере 100% среднереспубликанских затрат, за исключением стоимости теплоснабжения и подогрева воды. Тариф на тепловую энергию также будет расти, на его долю должно приходиться не менее 60% от объема повышения платежей за ЖКУ. Индексация тарифов будет ежеквартальной и с учетом роста доходов населения.
Также с 2026 г. будет внедрена дифференцированная оплата ЖКУ населением, в т.ч. потребления сверх установленных норм.
Уже в текущем году планируется сокращать (в перспективе – ликвидировать) бюджетное и перекрестное субсидирование в сфере транспорта. Должны быть подготовлены предложения по поэтапному повышению тарифов на перевозки пассажиров в городском и пригородном транспорте на среднесрочный период, обеспечивающие минимизацию перекрестного субсидирования и бюджетных субсидий.
Трехлетнее бюджетирование и управление госдолгом
Планируется ввести механизм среднесрочной финансовой программы, определяющей финансирование на срок 1+2 года.
Стоит задача разработать стратегию управления госдолгом на период 2026–2030 гг., установив в ней предельное значение привлечения новых займов на цели рефинансирования госдолга.
Налоговая нагрузка на экономику – не более 26% ВВП
Для удержания этого предела планируется адаптировать налоговую систему, в частности увеличить налоговые платежи с доходов и имущества «состоятельных» плательщиков, а также оптимизировать налоговые льготы. Этому должно содействовать создание автоматизированной системы оценки их эффективности, основанной на анализе финансовых результатов деятельности плательщиков.
Вклад страхования в финансирование экономики
Запланирован рост вклада небанковского сегмента финансового рынка в финансирование экономики не менее чем на одну треть.
Основные ожидания связаны со страхованием. Планируется нарастить долю добровольных видов страхования до 70% в общем объеме за счет введения стандартизированных (минимальных) условий для отдельных видов страхования, внедрения новых условий страхования, расширения практики применения автоматизированных онлайн-сервисов.
В то же время запланировано расширение практики использования вмененного страхования по видам предпринимательской деятельности, сопряженной с риском причинения вреда потребителям соответствующих работ и услуг.
Также предстоит «оптимизация порядка и условий вложения и размещения средств страховых организаций (страховые резервы, средства минимального уставного фонда) с учетом появления новых инструментов для инвестиций, их надежности, доходности, ликвидности, ставок по банковским вкладам и другого».
Финансовый маркетплейс и токенизация ценных бумаг
С 2026 г. на Белорусской валютно-фондовой бирже должен заработать финансовый маркетплейс, позволяющий населению напрямую дистанционно покупать ценные бумаги в режиме 24/7.
Также со следующего года запланированы создание единообразных подходов к регулированию токенов и ценных бумаг и внедрение в практику эмиссии цифровых ценных бумаг (токенов) с использованием технологии блокчейн.
В целях повышения спроса на ценные бумаги белорусских эмитентов со стороны инвесторов из стран ЕАЭС планируется задействовать потенциал соглашений о взаимном допуске брокеров и дилеров, а также ценных бумаг стран ЕАЭС к биржевым торгам, взаимном признании проспектов ценных бумаг с Российской Федерацией.
Обновление перечня видов индивидуальной предпринимательской деятельности
В 2025–2026 гг. собираются вновь пересмотреть перечень видов индивидуальной предпринимательской деятельности, в т.ч. «в целях отнесения к самостоятельной профессиональной деятельности и вывода из тени ряда направлений: строительство и ремонт, уборка, социальное обслуживание и другое», говорится в программе.
Инфраструктура поддержки предпринимательства
Запланировано создание на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Центра развития предпринимательства, осуществляющего взаимодействие с субъектами инфраструктуры поддержки МСП в регионах.
Местные центры поддержки предполагается аттестовывать и доводить им показатели эффективности (KPI), а также внедрить в их практику базовый пакет услуг на безвозмездной основе.
Кроме того, через 2 года должна появиться информационная система «Цифровая платформа для субъектов малого и среднего предпринимательства», предоставляющая доступ к широкому перечню электронных услуг и сервисов для бизнеса.
Создание госкорпораций
Запланировано создание не менее 6 государственных корпораций. Правовые рамки для этой формы пропишут в указе, который в ближайшие 2 года должно подготовить Минэкономики.
К 2029 г. должны быть созданы корпорации:
-
сельскохозяйственного машиностроения, объединяющая около 30 организаций, выпускающих тракторы, комбайны, двигатели, навесное оборудование, прицепы, сеялки и др.;
-
машиностроительная – 20 организаций, производящих грузовые автомобили, автобусы, спецтехнику, автокомпоненты;
-
деревообрабатывающая – более 20 организаций, выпускающих мебель, обои, бумагу, плиты ДСП и ДВП, фанеру, целлюлозу и т.д.;
-
белорусский текстиль – 10 организаций, производящих ткани, пряжу, домашний текстиль, трикотажные изделия, ковры и др.;
-
кондитерская – 6 организаций по производству конфет, шоколада, мармелада, зефира, пастилы и т.п.;
-
алкогольная – около 8 организаций, выпускающих шампанское, вина, водку, настойки, бальзамы, коньяки и др.
Жилье: фиксация объемов и реновация
Общий объем ввода жилья за счет всех источников авторы программы решили зафиксировать примерно на текущем уровне – около 4 млн кв. м ежегодно.
Однако доля арендного жилья в этом объеме поэтапно будет расти и к 2029 г. должна достичь 25%. Уже в текущем году должен быть разработан НПА, предусматривающий выкуп арендного жилья для отдельных категорий граждан.
Строительство индивидуального жилья сохранится в объеме не менее 40% от общего объема. В ближайшие 2 года планируется упростить для него процедуры подключения к инженерным сетям и требования к изготовлению технической документации.
Новым явлением в жилищной политике станет реновация, когда устаревшее жилье, ремонт которого признан нецелесообразным, будут сносить и строить на его месте более современное. За 2025–2026 гг. планируется выработать критерии, механизмы финансирования и компенсаций проживающим в утраченных помещениях, а затем ежегодно устанавливать задания по реновации.
Цифровизация
К 2030 г. запланировано охватить связью 5G не менее 95% территории Минска, областных центров и населенных пунктов с численностью населения более 50 тыс. человек.
Также будет создан ряд цифровых платформ и сервисов в различных сферах: единая площадка по продаже госимущества через электронные торги, информационная система по управлению парковочным пространством Минска (с перспективой масштабирования по стране) и т.д.
Инновационные производства
К 2029 г. планируется организовать производство промышленных роботов – ввести мощности по серийному выпуску не менее 2 тыс. единиц, которые будут использоваться для выполнения сварки, окраски, раскроя и других работ.
В течение 5 лет должно быть выпущено не менее 1400 единиц беспилотных систем (наземных и воздушных).
Планируется освоить выпуск самолета «Освей» в рамках совместного проекта с Россией и произвести не менее 10 единиц такой техники.
К 2029 г. должно быть освоено производство чипов в 250 нанометров.
За 5 лет необходимо увеличить долю сельхозорганизаций, применяющих систему «цифровая платформа точного земледелия», до не менее 40% от общего количества и обеспечить оснащение не менее 40% поставляемой техники в базовой комплектации системами точного земледелия.