Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Туризм
22.01.2019 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №5 (2206) от 22.01.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Развитие въездного туризма: — спрос опережает предложение

Фото: pymnts.com

Туризм развивается динамично, а сопутствующий ему сервис отстает, отметили 17 декабря на пресс-конференции регуляторы рынка, оценивая итоги 2018 г. и анонсируя текущие планы.

За 11 месяцев 2018 г. экспорт туристических услуг составил 207,5 млн USD (+14% к январю–ноябрю 2017 г.). Прогнозируется, что по итогам года он достигнет 218–220 млн USD при плане 208 млн USD. В 2019 г. стоит задача поднять экспорт до 240 млн USD.

По статистике Госпогранкомитета в 2017 г. в страну въехали 4,3 млн туристов, а в 2018 г. – 4,7 млн.

В 2018 г. много усилий было направлено на повышение узнаваемости и привлекательности Беларуси для зарубежных гостей. Важную роль при этом сыграл безвизовый режим.

С 1 января 2018 г. Указом Президента от 26.12.2017 № 462 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» увеличены зоны безвизового посещения в Брестской и Гомельской областях.

В итоге, если в 2017 г. Брестскую область «по безвизу» посетили 4 тыс. туристов, то в 2018 г. – 18 тыс. При этом туристы ранее интересовались в Брестской области только Беловежской пущей, а в 2018 г. они приехали в Брест, города и районы области, заполнили агроусадьбы. В Гродненской области безвизовые территории появились в октябре 2016 г. В прошлом году по сравнению с 2017 г. количество безвизовых туристов здесь выросло почти на 87%: до 92 тыс. человек.

«В 2018 году мы активно занимались маркетингом туристических услуг, – говорит заместитель директора департамента по туризму, начальник отдела планирования и организации туристической деятельности Минспорта и туризма Виталий Грицевич. – В 2019 г. в продвижении планируется заключить ряд договоров с авиаперевозчиками, например Etihad, Air China, Turkish Airlines и др., на трансляцию в салонах самолетов видеороликов о Беларуси; заключено соглашение на год о трансляции видеоролика о стране на канале Euronews; планируется выйти на канал BBC; начнутся переговоры о размещении контента на Expedia Group – это крупнейшее в мире онлайн-турагентство; ведутся переговоры с издательством New York Times по продвижению информации об РБ».

Курирующее министерство ожидает успешного развития новых форм туризма по примеру агроэкотуризма. «Фишками» могут стать, например, гастрономический, промышленный туризм.

Что касается последнего, то иностранцев уже сейчас интересуют экскурсии на БелАЗ, МТЗ, пивзавод «Аливария», стеклозавод «Неман» и другие 124 белорусских предприятия, участвующие в программе. Оговариваются условия туристических визитов на киностудию «Беларусьфильм», идут переговоры с руководством «Беларуськалия» о посещении Солигорского комбината калийных удобрений со спуском в шахты.

В прошлом году целевым рынком для отрасли был Китай. Проведено около 50 межгосударственных мероприятий. В Беларуси появилась навигация на китайском языке, объекты размещения и питания подстраиваются под формат China Friendly («Дружественный Китаю»), количество гидов-переводчиков с китайского языка выросло до 20 человек.

В структуре туристического экс­порта Китай находится на 3 месте с объемом 5,5 млн USD. В 2016 г. нас посетили 21 тыс. китайцев, в 2017 г. – 19,5 тыс., а в 2018 г. – 23 тыс.

Летом 2019 г. во время II Европейских игр туристическое бизнес-сообщество, индустрия и инфраструктура должны сдать экзамен на качество, чтобы в 2021 г. принять чемпионат мира по хоккею с высоким результатом.

«Проблемы нынешнего дня – ограниченная емкость номерного фонда среднего уровня и эконом-­класса, – отмечает председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый. – Острый вопрос на фоне динамичного развития отрасли – недостаток кадров и их квалификация, в итоге спрос опережает качество сервиса. Есть жалобы на гостиницы в городах и регионах. В дефиците водители туристических автобусов, гиды со знанием иностранного языка, аниматоры, сотрудники рецепций в отелях и т.д. Менеджерам отелей не хватает деловой этики».

В 2018 г., рассказал Ф. Гулый, стабильно росло число польских туристов, в частности, прибывающих в составе автобусных групп с визами стоимостью примерно 10 USD. Польский рынок для нашей страны является вторым по значимости после российского. Растет активность прибалтийских соседей – автобусных туристов эконом-класса, которых привлекает исторический, культурно-познавательный и промышленный туризм.

Были и серьезные сложности.

«До прецедента с «Натали-турс» в Беларуси наблюдались единичные случаи неблагонадежного поведения турагентств, – комментирует В. Грицевич. – Только слаженная работа министерства, Федерального агент­ства по туризму РФ и дипломатических представительств позволила белорусским туристам решить внезапные проблемы. После этого стала очевидна необходимость внесения изменений в Закон о туризме, на­правленный на защиту путешественников. Корректировки будут готовиться в текущем году. Мы пересмотрим обязанности и ответственность туроператоров и турагентств. Будут изменения в системе страхования туриста, обсуждается необходимость обязательной финансовой подушки. В планах – внести проект Закона на осеннюю сессию Палаты представителей».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений