Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Программы
22.01.2016 20 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Развитие в комплексе©

Правительство и Нацбанк постановлением от 18.01.2016 № 28/2 утвердили комплекс мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности. Серьезность ситуации заставила подойти к делу самым серьезным образом: в документе насчитывается 93 пункта. Таким образом, власти определили план действий, которые призваны решить накопившиеся в экономике страны проблемы.

Внешний вектор

Первоочередной заботой властей является восстановление экспорта. Для этого планируется утвердить национальную программу его поддержки и развития на 2016–2020 годы, а также детальный план поддержки отечественных экспортеров. Правительство намерено добиваться реализации решений Евразийского межправительственного совета по совместному развитию экспорта товаров и услуг на рынки третьих стран, внести предложения в ЕЭК для включения в Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики.

Предлагается либерализация валютного и внешнеторгового законодательства, введение дополнительного стимулирования сотрудников за прирост экспорта, внедрение механизма «единого окна» в администрировании внешней торговли, сокращение количества документов для оформления внешнеторговых сделок.

Очевидно, что евразийский рынок сегодня сулит рост не столько доходов, сколько проблем. А потому одним из приоритетов провозглашается диверсификация экспорта. Доля ЕАЭС должна сократиться до 37,3% (по итогам 11 месяцев 2015 г. – 49,7%), ЕС – вырасти до 35,2% (пока – 25,2%), рынков иных стран – до 27,5% (с 25,1%). Планируется увеличить экспорт инвестиционных товаров в страны BRICS (без учета России) не менее чем на 10%, активизировать переговорный процесс по вступлению Беларуси в ВТО. Тем не менее правительство надеется решить вопрос о доступе белорусской продукции к программам господдержки в России в обход существующих в РФ протекционистских барьеров, а также добиться реализации основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС.

При этом с нефтяной «иглы» республика слезать не собирается. Напротив, поставлена задача обеспечить в 2016 г. поставки в Беларусь 24 млн. т нефти и ее переработку.

Инвестиции
с китайским синдромом

Более всего белорусские власти уповают на Китай. В постановлении № 28/2 запланирована реализация совместных инвестпроектов с китайским участием для привлечения каждым из 7 регионов не менее 100 млн. USD в год прямых китайских инвестиций (не уточняя, будут ли это в очередной раз связанные кредиты), развитие Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

«Расшевелить» экономику должны реализация ряда инфраструктурных проектов, развитие производств, использующих местное сырье и ресурсы, создание новых предприятий, развитие приграничной торговли и туризма. Одновременно планируется сокращение бюджетных расходов (в т.ч. за счет оптимизации и сокращения сети и штатной численности бюджетных организаций) и объемов предоставления льготных кредитов на не первоочередные, социальные и инфраструктурные проекты.

Будут установлены ежеквартальные предельные показатели портфеля активов ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

Власти не намерены отказываться от льготного кредитования госпрограмм, а собираются лишь оптимизировать его, в частности, установив на I квартал т.г. предельный лимит в 4,75 трлн. Br. Заодно будут утверждены государственные программы научных исследований, государственные и региональные научно-технические программы.

Пункт о разработке проекта закона «Об инвестиционных фондах» тоже давно кочует из программы в программу. Это планировалось сделать еще в 2011–2015 гг. (кстати, положение об этих фондах существовало в 2002–2006 гг., но ни к чему не привело). Впрочем, даже если на сей раз дело дойдет до исполнения, останется немало вопросов построения институциональной среды, необходимой для существования таких структур.

Столь же нерешенной остается долгие годы проблема коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Теперь исправлять положение будет национальное агентство, в которое преобразуется структурное подразделение ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси». Кроме того, предстоит подготовить пилотные проекты, направленные на формирование инновационно-промышленных кластеров в «отраслях высокотехнологичного сектора», а также создать 2 базовых инжиниринговых центра в системах Минобразования и ГКНТ для сопровождения процесса внедрения в производство научно-технической продукции.

Промышленная политика

Выводить из кризиса реальный сектор экономики власти намерены с помощью ряда мер. Одна из них – установление важнейших целевых показателей выполнения госпрограмм и дополнительных ключевых показателей эффективности работы руководителей министерств, ведомств и исполкомов (что уже сделано постановлением Совмина от 24.12.2015  № 1085 – см. «ЭГ» № 1 за 5 января т.г.).

Остальные мероприятия неоднократно опробованы на практике, причем пользу от некоторых из них трудно заметить. Так, планируется усовершенствовать порядок предоставления организациям права продавать товары (работы, услуги) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка. Напомним, такой порядок неоднократно устанавливался и ранее (постановления Совмина от 13.02.2014 № 123, от 11.02.2015 № 94). По сути, речь всегда шла о возможности продавать продукцию ниже себестоимости. Но поскольку вопрос о снисхождении к убыточности и покрытии убытков при этом не решался, то и особого эффекта прежние решения не давали.

На 2016 г. будет продлено право субъектов хозяйствования не начислять амортизацию по основным средствам и нематериальным активам. Таким образом, «улучшение» финансовых результатов с помощью бухгалтерских манипуляций становится в Беларуси хронической привычкой. Столь же привычно стимулирование реализации белорусской техники (в этом году – на 1 трлн. Br), в т.ч. по лизингу, с применением льготных кредитов.

Пункт 35 – недопущение реализации продукции, не соответствующей требованиям технических нормативных правовых актов РБ и ЕАЭС, – свидетельствует, что поблажек в отношении применения техрегламентов бизнесу ждать не стоит.

Любопытно выглядит п. 36, посвященный мерам по экономической модернизации. Здесь предлагается привлечь независимые консалтинговые и инжиниринговых фирмы для подготовки предложений о повышении эффективности производства, развитии маркетинга и сбыта, реализации эффективных инвестпроектов на крупных промпредприятиях. Кроме того, планируется внедрение ERP-систем и совершенствование систем управления качеством в промышленных организациях, оптимизация их вспомогательных служб с передачей этих функций на аутсорсинг специализированным компаниям и малому бизнесу.

Госпредприятиям исходя из специфики их финансово-хозяйственной деятельности будут установлены дифференцированные задания по снижению себестоимости. Также предусматривается снижение энергоемкости ВВП в 2016 г. не менее чем на 0,4%.

Проблему финансового оздоровления и реформирования устойчиво неплатежеспособных сельхозорганизаций должно решить ОАО «Агентство по управлению активами», которому планируется передать долги АПК по кредитам. По-видимому, именно это и позволит довести отношение суммы кредиторской задолженности и задолженности по кредитам и займам сельхозорганизации к выручке в 2016 г. до 1,1 (против 0,69 на 1.11.2015 г.). О дальнейшей судьбе безнадежных долгов села в плане ничего не сказано, но можно предположить, что погашать их будет государство за деньги налогоплательщиков. Впрочем, в плане есть еще один вариант – реорганизация, продажа и безвозмездная передача неплатежеспособных сельхозорганизаций или их акций (будем надеяться, без повторения кампании присоединения убыточных колхозов к заводам и банкам), возбуждение процедуры антикризисного управления для банкротов.

Декларируется намерение снизить стоимость строительства за счет оптимизации затрат не менее чем на 10%. Будут введены предельные нормативы стоимости строительства объектов социального (детские сады, школы, поликлиники) и сельскохозяйственного назначения.

Не забыто импортозамещение. Планируется снизить удельный вес использованного импортного сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, топлива, включая приобретенные на территории республики, в объеме производства продукции (работ, услуг) строительных организаций до 13%.

В целях совершенствования организационной структуры жилищно-коммунального хозяйства планируется разделение функций заказчика и исполнителя, оптимизация административно-управленческого аппарата, привлечение в сферу обслуживания и ремонта жилищного фонда организаций различной формы собственности. Затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг населению должны быть снижены не менее чем на 15%.

В I полугодии планируется разработать проект концепции закона о промышленной политике. Будем надеяться, что он принесет больше плодов, чем программа развития промышленного комплекса, утв. постановлением Совмина от 5.07.2012 № 622.

Держитесь,
цены и монополисты!

Здесь одной из главных задач значится реализация мер Антиинфляционной программы, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 31.08.2015 № 733/17 (см. «ЭГ» № 66 за 2015 г.). Одновременно увеличится нагрузка на население – уровень возмещения затрат на «коммуналку» и пассажирский транспорт будет поэтапно повышаться, а высвобождаемые ресурсы от снижения объемов перекрестного субсидирования пойдут предприятиям реального сектора и на поддержку социально уязвимых категорий граждан. В частности, будут введены безналичные жилищных субсидии для оплаты ЖКУ с начислением на базе системы ЕРИП. Могут вырасти тарифы на внутриреспубликанские услуги электро- и почтовой связи общего пользования.

В рамках либерализации ценообразования предлагается отмена декларирования отпускных цен на азотные удобрения на внутреннем рынке и переход к установлению цен на них по формуле (в зависимости от внешней конъюнктуры). Надо полагать, в остальных сферах проблемы с ценообразованием решены или неактуальны.

Стимулировать потребительский рынок должно проведение ярмарок, различных маркетинговых мероприятий, вроде «единого дня скидок», когда все производители и торговые компании будут согласованно снижать цены (вероятно, антимонопольные органы возражать не станут).

О частниках не забыли

Свою долю внимания получит частный сектор. Обещается усовершенствовать институт поддержки субъектов МСП в соответствии с международной практикой при участии Всемирного банка. Власти намерены привлечь предпринимателей к строительству и функционированию инфраструктурных объектов (в т.ч. по модели ГЧП). Впрочем, особых «бонусов» частникам в постановлении № 28/2 немного. Один из них – подготовка проекта постановления Совмина, определяющего порядок проведения оценки регулирующего воздействия.

В 2016 г. планируется восстановить темп роста розничного товарооборота до 101,6% к 2015 г. (в т.ч. Белкоопсоюзом – 101,1%), т.е. в 6 раз по сравнению с прошлым годом, что все равно будет существенно меньше, чем в 2010–2014 гг. Также удельный вес отечественных товаров в рознице должен достичь 70–75%, а доля интернет-магазинов в розничном товарообороте – до 2%. Надо полагать, решению этой задачи очень помогут свеженькие ограничения на применение УСН в этой сфере деятельности.

Социальная политика

В текущем году правительство надеется удержать безработицу в пределах социально допустимого уровня (1,5–2%), в т.ч. за счет создания новых рабочих мест и трудоустройства на них граждан. Одновременно планируется усовершенствование механизмов под­держки безработных и предоставления государственной адресной социальной помощи.

При определении размера месячной минимальной заработной платы в этом году будет использоваться соотношение размеров месячной «минималки» и минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из 4 человек, действующего на начало года, на уровне не менее 90%.

Частников, в т.ч. ИП, предлагается привлечь к оказанию социальных услуг на основе государственного социального заказа, а также создать равные условия для государственных и частных страховых компаний, занимающихся страхованием пенсий.

Руководителями госорганов и бюджетных организаций может быть дано право самостоятельно устанавливать порядок, условия и размеры стимулирующих выплат своим работникам.

Наделяй и управляй

В сфере совершенствования системы управления экономикой у авторов постановления обширные планы. Помимо разработки и доработки программ на пятилетку, будет создана Концепция управления государственным имуществом на период до 2020 г., а также комплексная стратегия реформирования и реструктуризации госпредприятий. В частности, появится межведомственная координационная группа по вопросам их реформирования и управления государственными активами, будет проведен анализ работы крупнейших госпредприятий, получавших господдержку. Будет запущен пилотный проект по совершенствованию корпоративного управления и разделению функций регуляторного надзора и собственника. При этом предполагается передача госпредприятий и акций субъектов хозяйствования из отраслевых министерств (концернов) местным органам управления, а также принадлежащих государству акций АО – в Госкомимущество «для внедрения в этих обществах передовой практики корпоративного управления». Надо полагать, чиновники накопили богатый опыт такой практики и щедро поделятся им с менеджерами предприятий.

В последние 10 лет ни одна программа не обходилась без обещания заняться размещением акций отечественных АО на мировых фондовых рынках. Есть такой пункт и в постановлении № 28/2. К сожалению, это не самое подходящее время: сегодня зарубежные инвесторы не слишком интересуются рынками, разжалованными из «развивающихся» и «формирующихся» в «падающие». Так что получить высокие цены за наше национальное достояние сейчас вряд ли возможно.

Никакой масштабной приватизации не предвидится. Планируется лишь «обеспечение с учетом экономической целесообразности отчуждения в установленном порядке» инвесторам или передача из республиканской в коммунальную собственность госпредприятий и акций хозяйственных обществ, чей профиль не соответствует курируемой сфере экономической деятельности, или со средней численностью работников до 100 человек, или неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, а также пакетов акций в размере менее 25% уставного фонда. Кроме того, возможна такая передача хозобществ, более 50% акций которых принадлежит государству, или организаций-участников холдингов, более 50% акций (долей в уставных фондах) управляющих компаний которых принадлежит государству, неиспользуемой недвижимости и объектов непроизводственной сферы.

Настораживает п. 76 – разработка предложений по мобилизации в бюджет дополнительных доходов. Обычно за этим стоит рост налогов и штрафов или иные меры контрольного и фискального характера.

Обнадеживает п. 83 – создание независимого антимонопольного органа, о котором давно мечтает бизнес.

Упражнение на гибкость

Что стоит за обтекаемыми формулировками раздела «Денежно-кредитная политика и совершенствование функционирования банковской системы», станет ясно лишь по мере их реализации. Так, контроль за денежным предложением может означать как сохранение жесткой монетарной политики, так и ее смягчение. Гибкая курсовая политика, обеспечивающая уход от валютных интервенций Нацбанка, вполне логична – ресурсов, кроме административного, у регулятора немного. Гибкая процентная политика с поддержанием положительных процентных ставок кредитно-депозитного рынка давно числится среди приоритетов, как и установление ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности с учетом фактической динамики и ситуации на рынке. Интригует обещание использовать пруденциальные и иные инструменты для снижения размера риск-премии в процентных ставках – Нацбанк давно пытаются заставить смягчить требования к формированию резервов и иных инструментов.

Улучшить структуру и сбалансированность депозитного рынка власти намерены посредством повышения доли долгосрочных, рублевых вкладов (какие налоговые инструменты для этого используются, мы уже знаем).

* * *

Белорусский бизнес успел повидать десятки программ, большинство пунктов которых остались лишь благими пожеланиями. Очередной план, к сожалению, сильно напоминает микс из них. Многие пункты, перекочевавшие из прежних в постановление № 28/2, надо было выполнить еще лет 5–10 назад, а иные и тогда были лишними. Но сегодня экономика страны требует реальных действий. Впрочем, наличие такого документа само по себе благотворно скажется на ситуации. Переносить тяготы кризиса куда легче, если верить, что у начальства есть план, оно знает, что делает, и уверенно дает команду двигаться вперед. При этом даже не важно, в какую сторону…

Леонид ФРИДКИН

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by