$

2.5399 руб.

3.0029 руб.

Р (100)

3.3212 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Консультации

Развитие корпоративного управления как шаг к равенству форм собственности

10.07.2020
Развитие корпоративного управления как шаг к равенству форм собственности
Фото: freepik

В рамках договоренностей Беларуси с международными кредитными организациями признана необходимость внедрения корпоративного управления на государственных предприятиях. Что сделано на данный момент, а чего в этой сфере пока достичь не удалось?

Внедрение практики международного корпоративного управления, в первую очередь, упростило бы привлечение инвестиций и переход на систему международных стандартов финансовой отчетности.

На первом этапе было принято решение о преобразовании большинства госпредприятий в акционерные общества. Сейчас ОАО и ЗАО успешно функционируют в банковской системе, они широко представлены в промышленности, агропромышленном комплексе, торговле, сфере услуг.

Однако самого по себе формального преобразования госсобственности в акционерные общества недостаточно для повышения эффективности управления ими. Это лишь первый шаг к должному корпоуправлению.

Для формирования эффективной системы корпоративных отношений необходимы:

1) прочная нормативно-правовая система;

2) квалифицированная и грамотная роль государства как собственника;

3) максимальная прозрачность и доступность необходимой информации для всех заинтересованных.

Полноценная система корпоуправления повышает эффективность взаимодействия с акционерами и заинтересованными сторонами, приводит к увеличению рыночной стоимости акций из-за повышения уровня доверия инвестора к акционерному обществу, открывает возможность привлечения как акционерного, так и заемного капитала на более выгодных условиях.

В развитых странах корпоративное управление выступает необходимым инструментом разрешения противоречий между интересами собственника, инвесторов и менеджмента, если они возникают.

В этом смысле основной задачей корпоративного управления является поддержание баланса интересов и ответственности между этими группами в разных направлениях: совета директоров перед акционерами общества, менеджмента перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций перед миноритариями.

В процессе становления корпоративных отношений на предприятиях с государственной долей собственности, в первую очередь, речь должна вестись о повышении роли советов директоров (наблюдательных советов) в управлении и присутствии в составе советов директоров независимых членов, не являющихся исполнительными директорами. На данный момент в органах управления большинства белорусских акционерных обществ они отсутствуют.

Независимость директоров необходима для объективной оценки результатов деятельности исполнительных органов общества и принятия обоснованных решений по тем вопросам, где интересы исполнительных органов и акционеров могут расходиться.

Государственным комитетом по имуществу создан реестр независимых директоров, которые могут войти в советы директоров или набсоветы акционерных обществ с госдолей. Представляется, что их наличие в идеале должно быть обязательным, а количество может варьироваться в зависимости от общего количества членов органа управления, но не менее одной трети состава совета.

При внедрении такого элемента корпоративного управления, как независимый директор, не являющегося на данный момент обязательным условием с точки зрения законодательства, акционерное общество должно детально отразить в уставе и локальных нормативных правовых актах условия и порядок его создания (формирования), а также порядок организации его работы.

 

Кто может быть независимым директором

Наиболее подходящим кандидатом на эту должность может быть извест­ный менеджер, уже имеющий результативный опыт независимого управления. Среди потенциальных претендентов без подобного опыта рассматриваются специалисты, ранее занимавшие должность генерального директора предприятия, а также действующие государственные служащие, имеющие отношение к сфере деятельности организации.

В Требованиях к кандидатам в независимые директора для включения в реестр в соответствии с Решением коллегии комитета государственного имущества Миноблисполкома от 20.01.2020 № 1, в частности, указаны следующие требования:

1) наличие высшего образования (преимущественно юридического или экономического);

2) отсутствие судимости;

3) отсутствие фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения в соответствии с законодательством;

4) отсутствие установленных вступившими в законную силу судебными постановлениями фактов осущест­вления виновных действий, повлекших банкротство юридического лица;

5) наличие стажа работы, связанного с управлением коммерческой организацией, не менее 5 лет в должности руководителя (заместителя руководителя) коммерческой организации либо не менее 10 лет в государственных органах, государственных организациях на должностях, связанных с регулированием (координацией, контролем) деятельности коммерческих организаций, либо опыта работы в совете директоров (наблюдательном совете) хозяйственного общества с положительными результатами хозяйственной деятельности данных обществ не менее 3 лет.

При этом кандидат не должен являться:

1) государственным должностным лицом, в т.ч. государственным служащим;

2) членом совета директоров (наблюдательного совета) более чем в 3 (трех) хозяйственных обществах одновременно.

 

Без аудита никуда

В мировой практике устанавливаются равные условия работы для частных и государственных предприятий, практика применения корпоративного управления в государственных предприятиях приводится в соответствие с частным сектором.

Так, 37 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) придерживаются руководящих принципов по корпоративному управлению для госпредприятий (от 2015 года).

ОЭСР осуществляет выработку и продвижение рекомендаций в финансовой (в т.ч. налоговой), экономической и социальной сферах. В последнее десятилетие уровень влияния организации на внутреннее законодательство государств значительно возрос не только непосредственно для членов ОЭСР, но и для иных, не входящих в организацию стран.

Орган управления предприятием может устанавливать и реализовывать стратегию с соответствующей степенью автономии, но в то же время должен предоставлять достаточную уверенность правительству в том, что предприятие с госдолей будет нести ответственность за свою деятельность. Это может выражаться в согласовании государством и предприятием официальных документов, определяющих цели и задачи предприятия в долгосрочной перспективе.

Государство должно мониторить деятельность предприятия на пре­д­мет соответствия договоренностям и достижения ключевых показателей эффективности (KPI). С этой же целью должен проводиться аудит предприятия. При этом со стороны государства это должно касаться только проверки эффективного ис­пользования бюджетных средств. Должен быть организован еще внутренний и независимый внешний аудит, которые не должны дублировать друг друга.

Все это невозможно без признания уже работающих в мировой практике механизмов и попытки внедрить существующие схемы и рекомендации в национальное законодательство. Одновременно необходимо адаптировать практику применения к белорусским особенностям.

Как показывает опыт ОЭСР, качест­венное корпоративное управление на предприятиях с государственной долей собственности способствует положительному вкладу в конкурентоспособность страны, поскольку госпредприятия преобладают в таких отраслях, как энергетика, транспорт, телекоммуникации.

Внедрение качественного корпоративного управления является важ­ной предпосылкой экономически эффективной приватизации, по­скольку позволило бы добиться большей привлекательности пред­приятий для потенциальных инвесторов.

 

Мнение

Павел ДАНЕЙКО,
управляющий Группы компаний ИПМ:

– Не существует абстрактного корпоративного управления. Итальянский опыт немного отличается от немецкого. В Беларуси сейчас предстоит выработать нашу форму корпоуправления. Исторического опыта практически не существует. И бизнесу требуется серьезная поддержка для того, чтобы найти эти решения.

Знаю только один пример успешного перехода на полноценное корпоративное управление для крупного частного бизнеса. Для государственных компаний корпоративное управление – это вызов. Но без трансформации госсектора дальнейшая динамика нашей экономики практически невозможна.

Я стал членом наблюдательного совета «Гомсельмаша» и теперь на своей шкуре представляю, как это работает. Предстоит большая работа, начиная от подготовки независимых директоров до изменения отношений между министерствами и наблюдательными советами, самого алгоритма работы набсоветов. Многие неудачи в крупных белорусских производственных компаниях связаны с отсутствием проработанного понимания стратегии.

 

Беата ЯВОРЧИК,
главный экономист Европейского банка реконструкции и развития:

– Ключевым моментом в трансформации государственного сектора экономики является назначение независимых членов наблюдательных советов. Здесь также нужно разрубить связь между политической составляющей и назначением руководителей предприятий. Выходом может стать наем руководителей в зависимости от уровня их навыков. Но до тех пор, пока руководящие посты будут раздаваться из каких-то политических и иных соображений, это правило не будет работать.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Елена БОНДАРЕВА, юрист


***