Разработаны и утверждены процедуры для реализации инвестпроектов

26 сентября 2024 г. вступило в силу постановление Совмина от 04.09.2024 № 650 (далее – постановление № 650), направленное на реализацию положений обновленного законодательства об инвестициях. Документом утверждены положения, охватывающие весь спектр процедурных отношений, связанных с заключением инвестиционных договоров, реализацией преференциальных инвестпроектов, а также предоставлением выплат из бюджета после реализации инвестпроектов.
Напомним, что Законом от 08.01.2024 № 350-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» внесено столько изменений, что Закон от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон об инвестициях) приобрел новую редакцию. Данный правовой акт существенно обновил профильное национальное законодательство: были установлены правовые основы и ключевые принципы осуществления инвестиций на территории Беларуси.
В частности, новой редакцией Закона об инвестициях установлены меры по предоставлению гарантий, а также обеспечению надлежащей защиты прав, свобод и законных интересов инвесторов, введены новые формы реализации инвестиционных проектов, определены льготы и преференции, на которые могут рассчитывать инвесторы при реализации проектов на территории Беларуси (подробнее – в статье «Обновленный Закон об инвестициях: еще больше форм для реализации инвестпроектов», «ЭГ» № 4 за 16.01.2024). Тогда же определили вопросы, отнесенные к компетенции правительства, которые должны быть разработаны и установлены в дальнейшем, например, определение критериев инвестиционных проектов, необходимых для получения преференций.
Постановление № 650 по сути является нормативно-правовым документом, уточняющим все необходимые процедуры и критерии, с которыми законодательство может использоваться на практике.
Так, определен порядок оказания государственной финансовой поддержки инвестпроектам в виде предоставления бюджетных трансфертов на возмещение части затрат. Определен конкретный перечень районов, на территории которых должны реализовываться такие проекты. В него включены районные центры и районы, за исключением Минска и областных центров.
Помимо этого окупаемость такого инвестиционного проекта не должна превышать период нормативного срока службы машин и оборудования, планируемых к приобретению, а запланированное в бизнес-плане инвестиционного проекта значение внутренней нормы доходности по инвестиционному проекту должно быть выше значения ставки дисконтирования.
Еще одним критерием стала заработная плата: по вновь создаваемым рабочим местам она должна превышать среднее значение по данному виду деятельности. Годовая выручка должна быть не менее 450 000 базовых величин (БВ) или 1% выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг по административно-территориальной единице за год. Количество работников – от 51 человека при реализации инвестпроектов на территории индустриальных центров, 16 и более человек – для юрлиц, реализующих инвестпроекты на территории промышленных, аграрно-промышленных, аграрных, природоохранных и туристско-рекреационных районов, установленных в перечне отдельных регионов.
Не допускается включение в перечень инвестиционных проектов, финансируемых с привлечением средств бюджета, кредитов, а также внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства РБ или местных исполнительных и распорядительных органов.
Одновременно постановлением № 650 утверждены:
Положение о порядке принятия решений о включении инвестиционного проекта в перечень преференциальных инвестиционных проектов и об исключении из него, о продлении срока реализации преференциального инвестиционного проекта;
Положение о порядке проведения конкурсов по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора, по выбору юридического лица или индивидуального предпринимателя для реализации преференциального инвестиционного проекта;
Положение о порядке проведения конкурса по реализации инвестиционного проекта в рамках специального инвестиционного договора;
Положение о порядке, размере и условиях возмещения инвестору (инвесторам) и (или) реализующей организации затрат (части затрат), связанных с созданием объектов (их частей) магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры и распределительной транспортной инфраструктуры;
Положение о порядке возмещения Республике Беларусь сумм льгот и (или) преференций, предоставленных в связи с заключением инвестиционного договора или реализацией преференциального инвестиционного проекта, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь сумм льгот и (или) преференций, предоставленных в связи с заключением инвестиционного договора, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором;
Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором либо преференциальным инвестиционным проектом;
Положение о порядке продажи незаконсервированного объекта незавершенного строительства с публичных торгов;
Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров, перечня преференциальных инвестиционных проектов, включая предоставление сведений из них;
Положение о порядке формирования перечня инвестиционных проектов, претендующих на оказание государственной финансовой поддержки в виде предоставления бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, реализуемым на территории отдельных административно-территориальных единиц.
***
Таким образом, со вступлением в силу положений постановления № 650 оформление национального инвестиционного законодательства можно считать завершенным. Описанные процедуры и установленные критерии позволяют использовать законодательство в «деле», что способствует повышению инвестиционной привлекательности страны.
Новации закона об инвестициях: комментарий МНС
Новые основания для получения инвестиционных льгот