Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Размещение наружной рекламы: нормативное регулирование и судебная практика

Собственнику гарантировано свободное распоряжение собственным имуществом в пределах, установленных законодательством. Одним из способов распоряжения имуществом является возможность сдачи его в аренду. Вместе с тем любому собственнику нужно учитывать, что предоставление рекламной площади в городской среде (среде населенных пунктов или иных территорий) имеет свои отличия от обычного договора аренды.

Не аренда, а услуга

Данные отношения урегулированы Положением о порядке размещения средств наружной рекламы, утв. постановлением Совмина от 12.11.2007 № 1497 (далее – Положение). Как следует из этого документа, для размещения наружной рекламы заключение договора между распространителем рекламы и собственником рекламной площадки является недостаточным.

Кстати, в п. 16 Положения указанный договор назван договором на размещение (распространение) наружной рекламы, к которому применяются правила договора возмездного оказания услуг. Этот договор заключается между местным исполнительным и распорядительным органом (далее – исполком), собственником (уполномоченным лицом) и рекламораспространителем. В соответствии с договором собственник (уполномоченное лицо) оказывает рекламораспространителю содействие в размещении (распространении) наружной рекламы, а исполком предоставляет рекламораспространителю право на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

Как следует из содержания п. 1 ст. 392 ГК, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, размещение наружной рекламы осуществляется не на основании договора аренды, а в соответствии с договором возмездного оказания услуг. Порядок заключения указанного договора регламентирован Положением. Основная последовательность действий, которые должен выполнить рекламодатель (рекламораспространитель), будет такой:

1) определение характера рекламной информации, которая будет размещена на рекламной площади, ее размера;

2) классификация рекламной площади исходя из перечня описаний, содержащегося в п. 2 Положения, с учетом характера, установленного в п. 1:

– афиша;

– вывеска;

– вывеска рекламного характера;

– информационная табличка;

– информационное поле;

– лайтпостер;

– надкрышная рекламная конструкция;

– наземное панно;

– настенная рекламная конструкция;

– объемно-пространственная рекламная конструкция;

– пилон;

– плакатница или иная выносная рекламная кон­струкция;

– призматрон;

– растяжка;

– тумба;

– указатель;

– учрежденческая доска;

– флаговая рекламная конструкция;

– щит;

– электронное табло;

3) получение согласия собственника на размещение на несущих конструкциях его сооружения наружной рекламы;

4) подготовка эскиза и макета наружной рекламы;

5) получение паспорта наружной рекламы в исполкоме (если такое согласование требуется);

6) заключение трехстороннего договора о размещении наружной рекламы с исполкомом, собственником (уполномоченным лицом) и рекламораспространителем. В случае размещения наружной рекламы, согласование которой не требуется, заключается двусторонний договор только между собственником (уполномоченным лицом) и рекламораспространителем.

Следует обратить внимание, что в приложении 10 к постановлению Совмина от 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе»» установлен Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения. Данный перечень включает:

1) вывески;

2) совмещенные с рекламой зонты, навесы, тенты, роллеты, ограждения, используемые при организации работы мелкорозничной торговой сети (мини-кафе, летних, сезонных кафе, палаток, киосков и др.), навесы над оконными проемами на зданиях (сооружениях);

3) совмещенные с рекламой передвижные средства развозной и разносной торговли и размещенное снаружи оборудование торговых объектов и объектов обслуживания, включая банкоматы;

4) витрины торговых объектов и объектов обслуживания, в которых размещены образцы реализуемых в этих объектах товаров, результатов работ, услуг и (или) информация об этих товарах, работах, услугах, за исключением витрин, в которых размещена информация о скидках на такие товары, работы, услуги, игорных заведениях, азартных играх, товарных знаках или знаках обслуживания, используемых для обозначения алкогольных напитков, пива, слабоалкогольных напитков, табачных изделий или иных товаров, работ, услуг, ограниченных или запрещенных к рекламированию;

5) плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 м2, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 м2, за исключением кронштейнов и средств наружной рекламы, располагаемых в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов;

6) средства наружной рекламы на территории рынков, за исключением средств наружной рекламы, размещаемых операторами наружной рекламы, и щитов с площадью рекламного поля 18 м2 и более;

7) средства наружной рекламы, размещаемые в границах территории, отведенной под выездные ярмарки, передвижные аттракционы, цирки, зоопарки, театры и иные культурно-зрелищные мероприятия вне зданий, срок проведения которых не превышает 15 дней, и содержащие рекламу этих мероприятий;

8) средства наружной рекламы, размещаемые на зданиях (сооружениях) объектов придорожного сервиса;

9) технические средства на автозаправочных стан­циях с информацией о цене топлива, содержащие помимо предусмотренной законодательством информации наименование, логотип, товарный знак или знак обслуживания владельца автозаправочной станции;

10) технические средства с информацией о юрлицах, ведущих лесное хозяйство, размещаемые на землях лесного фонда.

Также следует остановиться на такой особенности заключаемого договора, как совпадение в одном лице:

– исполкома и собственника (уполномоченного лица);

– собственника (уполномоченного лица) и рекламораспространителя.

В подобных случаях заключается двусторонний договор, согласно которому исполком оказывает рекламораспространителю содействие в размещении (рас­пространении) наружной рекламы и предоставляет рекламораспространителю право на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях, либо исполком по договору предоставляет рекламораспространителю право на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях соответственно.

Согласно п. 59 Положения плата за размещение (распространение) наружной рекламы определяется и взимается в соответствии с договором:

– собственником (уполномоченным лицом) – за содействие в размещении (распространении) наружной рекламы;

– исполкомом – за предоставление права на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

Исполкомом также взимается плата за содействие в размещении (распространении) наружной рекламы, если собственник и исполком являются одним лицом. Плата, взимаемая исполкомом, зачисляется в бюджет соответствующей административно-территориальной единицы.

Споры, вытекающие из договора на размещение наружной рекламы, подлежат рассмотрению в суде.

Растяжка или баннер?

Судебной коллегией по экономическим делам ВС (далее – Судебная коллегия) была рассмотрена кассационная жалоба ИП Р. (рекламораспространитель) на решение экономического суда и постановление апелляционной инстанции по делу по иску КУП «С» (собственник) к ИП Р. о взыскании платы за размещение наружной рекламы по договору. Решением суда требования были удовлетворены.

Между сторонами был заключен договор от 27.11.2009 г. о размещении наружной рекламы на объектах коммунальной, республиканской и частной собственности, в соответствии с которым истец (исполнитель) обязался предоставить ответчику (рекламораспространителю) место для размещения наружной рекламы и право на использование городским рекламным пространством в рекламных целях, а ответчик принял на себя обязательства вносить плату за размещение наружной рекламы в порядке, определенном договором. Срок действия договора – до 30.11.2012 г. По договору истец действовал на основании решения горисполкома.

Местом размещения рекламы являлась конкретная улица в городе, а в качестве технического средства был выбран двусторонний выносной штендер. Дополнительным соглашением от 31.08.2012 г. к договору стороны включили в расчет платы за использование городского рекламного пространства, помимо штендера, натяжной двусторонний баннер. Затем 30.11.2012 г. стороны подписали дополнительное соглашение к договору, которым установили, что если до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его прекращении, договор пролонгируется на тех же условиях и на тот же срок.

Исполком своим решением от 18.12.2013 № 28-14 утвердил Инструкцию о порядке расчета платы за размещение (распространение) наружной рекламы на территории города (далее – Инструкция), которой был изменен размер платежей за размещение рекламных технических средств. В п. 3 Инструкции используются два размера базовых ставок: 1 базовая величина (БВ) и 50 БВ. Последняя ставка применяется только для перечисленных в перечне способов размещения рекламы – объемно-пространственных рекламных кон­струкций, растяжек и др. В этом случае площадь рекламного поля равна единице. А при размещении средств наружной рекламы, площадь рекламных полей которых измеряется в квадратных метрах, применяется базовая ставка в размере 1 БВ.

В паспортах средств наружной рекламы от 24.11.2009 г. и от 18.09.2012 г. были определены характеристики технических средств наружной рекламы, использованные ответчиком, – двусторонний выносной штендер и натяжной двусторонний баннер.

С момента вступления в силу решения исполкома от 18.12.2013 г. размер платежей за размещение ответчиком рекламных технических средств составил 20,38 БВ. Размер платы за использование ответчиком городского пространства за период с января 2013 г. по сентябрь 2015 г. составил 67 163 500 BYN (до деноминации). Истцом была заявлена ко взысканию сумма задолженности за минусом частичного погашения долга ответчиком.

Ответчик считал, что истец необоснованно применил ставки, установленные для рекламной конструкции «растяжка», поскольку в паспорте средства наружной рекламы применяемое им средство рекламы обозначено как «натяжной двусторонний баннер».

По мнению ответчика, упрощенный порядок оформления паспорта рекламной конструкции «натяжной двусторонний баннер», который является металлическим и специально не предназначен для размещения рекламной продукции, но используется для ее размещения, свидетельствует о том, что судебными инстанциями неправильно применен п. 2 Положения.

В указанной норме под «растяжкой» понимается техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, имеющее одно или два рекламных поля в виде полотнища, натянутого между зданиями (сооружениями), отдельно стоящими опорами, ограждениями вне зданий (сооружений). Данное определение существенно отличается от характеристики «баннер», что привело, по мнению ответчика, к неправильному применению базовой ставки 50 БВ при определении размера платы за рекламную конструкцию «баннер» после окончания срока действия договора.

Ответчик считал, что суд необоснованно отказал ему в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы на предмет определения его рекламной конструкции в качестве «баннера». Также ответчик отметил, что использованная им рекламная конструкция «баннер» является металлической, что противоречит определению термина «растяжка», которая должна иметь вид полотнища.

Также ответчик утверждал, что суд необоснованно взыскал с него оплату за размещение наружной рекламы на двустороннем выносном штендере за 2013 год, поскольку данное средство рекламы использовалось им только в декабре этого года. В подтверждение факта использования штендера в течение одного месяца ответчик ссылался на подписанный сторонами акт выполненных работ за 2013 год по договору и копии актов за 2009–2012 гг.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не нашла оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.

Пунктом 59 Положения установлено, что плата за предоставление права на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях определяется исполкомом; она зачисляется в бюджет соответствующей административно-территориальной единицы. Пунктом 60 Положения исполкомам и собственникам (уполномоченным лицам) предоставлено право при определении порядка расчета платы за размещение (распространение) наружной рекламы предусмотреть применение понижающих и (или) повышающих коэффициентов.

Статьей 2 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» решения органов местного управления и самоуправления отнесены к нормативным правовым актам.

Правовое регулирование отношений в случаях, когда договор противоречит действующим или вновь принятым императивным нормам права, закреплено в ст. 392 ГК, определяющей соотношение договора и законодательства. Пунктом 2 указанной нормы предусмотрено, что если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п. 15 постановления Пленума ВХС от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» при отсутствии обращений в суд, рассматривающий экономические дела, и невнесении изменений в договор самими сторонами взамен противоречащему законодательству условию договора должна применяться соответствующая норма законодательства с момента введения ее в силу, если эта норма не является диспозитивной, применяемой постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное.

В этой связи Судебная коллегия признала правомерным вывод суда о применении к рассматриваемым правоотношениям решения исполкома от 18.12.2013 № 28-14, установившего новые ставки при определении порядка оплаты использования городской среды в рекламных целях с момента вступления его в законную силу (16.02.2014 г.) вместо размера оплаты, предусмотренного договором от 27.11.2009 г.

Пунктом 2 Положения дано определение терминов в значениях, установленных Законом от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе». В данной норме под растяжкой понимается техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, имеющее одно или два рекламных поля, закрепленных между зданиями (сооружениями), отдельно стоящими опорами, ограждениями вне зданий (сооружений). Пунктом 3 Положения за исполкомом закреплено право предусмотреть иные средства наружной рекламы, возможные к размещению на территории, на которой действует местный исполнительный и распорядительный орган.

Решением исполкома от 25.10.2006 г. «Об организации работы по размещению наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах» утверждена Инструкция о порядке размещения наружной рекламы на территории города, согласно которой объектами наружной рекламы являются рекламные растяжки на ткани (п. 2.1.10) и выносные конструкции — штендеры и плакатницы (п. 2.1.13). Средство наружной рекламы «натяжной двусторонний баннер» является техническим средством, специально предназначенным и используемым для размещения наружной рекламы, имеющим два рекламных поля, закрепленным между зданиями. Указанные характеристики соответствуют характеристикам средства наружной рекламы «растяжка», предусмотренного к использованию п. 2.1.10.

Руководствуясь фактическими характеристиками средства наружной рекламы «натяжной двусторонний баннер», суд правомерно не принял доводы ответчика о том, что использованный им металлический натяжной двусторонний баннер не является специально предназначенным для размещения рекламы средством, а также доводы, основанные на оформлении паспорта наружной рекламы по упрощенной процедуре, как не влияющие на обоснованность примененной истцом методики определения платы за размещение наружной рекламы.

Судебная коллегия не приняла доводы ответчика, основанные на том, что двусторонний выносной штендер использовался им только один месяц – в декабре 2013 г., в то время как суд взыскал с него оплату за год. По условиям заключенного сторонами договора от 27.11.2009 г., срок действия которого был про­длен дополнительным соглашением на 2013 г., платежи за предоставление городского пространства производятся ежемесячно, учетным периодом для расчетов является один календарный месяц. В этой связи период фактического использования ответчиком двустороннего выносного штендера не влияет на предусмотренную договором обязанность рекламораспространителя ежемесячно производить оплату использования городского пространства.

При данных обстоятельствах судебные постановления были оставлены в силе, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

* * *

В завершение напомним, что размещение наружной рекламы с нарушением установленного порядка влечет не только гражданско-правовые, но и административно-правовые последствия.

Так, согласно ч. 1 ст. 12.15 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом госоргана законодательства о рекламе, в том числе размещение (распространение) рекламораспространителем на территории РБ рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным госорганом, без такого согласования или рекламы продукции, товаров (работ, услуг), производимых на этой территории, изготовленной с привлечением иностранных или международных юрлиц (организаций, не являющихся юрлицами), иностранных граждан или лиц без гражданства, кроме случаев, когда законодательными актами разрешено такое изготовление, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 БВ, на ИП – от 10 до 40 БВ, а на юрлицо – от 20 до 50 БВ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений