$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Аренда и лизинг

РАЗГРУЗИМ СКЛАДЫ ЛИЗИНГОМ©

30.12.2014

Финансово-экономическое состояние белорусских промышленных организаций к концу уходящего года внушает серьезные опасения. Поэтому власти пытаются создать искусственные стимулы для разгрузки складов.

Спад в отечественном машиностроении в Минпроме объясняют снижением экспорта в связи с кризисом в горнодобывающей промышленности, падением цен на металлопродукцию, а также в связи со вступлением России в ВТО и событиями в Украине. На внутреннем рынке также значительно снизилась инвестиционная активность большинства промышленных предприятий республики на фоне усиливающегося дефицита собственных оборотных средств и запредельной дороговизны кредитов. Снижение инвестиционной активности машиностроительного сектора промышленности привело к падению объемов производства в станкостроении.

Доля внутреннего рынка для отечественных станкостроителей составляла порядка 50%, при этом на крупные предприятия Минпрома, такие как ОАО «МТЗ», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «МАЗ» и прочие приходилось до 70% объема производимой продукции. Но с 2013 г. спрос начал стремительного падать. Так, в 2014 г. объем заказов на продукцию станкостроения только со стороны крупных машиностроительных предприятий системы Минпрома снизился более чем на 35% по сравнению с 2013-м. Многие контракты остаются без финансирования со стороны заказчика. Например, только у управляющей компании холдинга — ОАО «МЗОР» с I квартала текущего года без движения находились контракты на общую сумму более 75 млрд. Br — 40% от годового объема производства.

Зато иностранные компании готовы поставить в республику станки на условиях 100-процентной отсрочки платежа с расчетом в течение от 3 месяцев до 5 лет после ввода оборудования в эксплуатацию. Конкурировать с ними отечественные производители, привлекающие кредиты под 45% годовых в начале 2014 г. и 30,1% — с 18 ноября, не в состоянии.

Между тем в развитых странах действуют специальные государственные программы по защите местного станкостроения. Например, Чехия оказывает поддержку в виде погашения 50% банковских кредитов предприятиям при проведении модернизации производств, Япония выделяет на эти цели беспроцентное финансирование, Корея предоставляет экспортно ориентированным предприятиям финансирование текущей производственной деятельности под 2% годовых.

По предварительной оценке, в 2015–2016 гг. промышленными предприятиями республики планируется закупка станочной продукции на сумму не менее 300–350 млрд. Br ежегодно в целях технического перевооружения производства.

По оценке 2014 г., по Минпрому соотношение запасов к среднемесячному объему производства составит 187,3%. Складские запасы организаций, входящих в систему Минпрома, по итогам 11 месяцев т.г. уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 520,1 млрд. Br, однако возросли в сравнении с началом года на 679,4 млрд. Br. Поскольку в 2015 г. не планируется всплеска деловой активности потенциальных покупателей промышленной продукции, большинство проблем с реализацией сохранится.

Основными торговыми партнерами для белорусских предприятий остаются страны СНГ: 80,1% общего объема экспорта по итогам 2013 г. (в т.ч. Россия — 65,6%), тогда как на долю дальнего зарубежья (Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка) приходится всего 19,9%. Разумеется, организации Минпрома намерены работать над диверсификацией экспорта, но изменить географию поставок — дело долгое, а состояние экономики стран — основных потребителей оставляет желать лучшего. Надеяться на оживление российского рынка белорусским машиностроителям не приходится. В придачу на протяжении 2012–2014 гг. в РФ проводится политика поддержки российских производителей техники ОАО «КАМАЗ», «Ростсельмаш» и исключение равного доступа к госпрограммам белорусских сборочных предприятий ОАО «Гомсельмаш» — ЗАО «Брянсксельмаш», ОАО «МТЗ» — ОАО «МТЗ-ЕЛАЗ» и пр. Отчасти по этой причине на складах торговых домов и дилеров МТЗ и «Гомсельмаша» в РФ скопились значительные остатки ранее поставленной техники.

С учетом введения санкций в отношении РФ основной задачей в новом году является сохранение присутствия на рынке хотя бы на уровне 2014 г. Далее следующей задачей будет являться наращивание экспорта в страны Дальнего зарубежья и стран СНГ. Кроме того, учитывая ограниченную емкость внутреннего рынка, реализация будет происходить на уровне 2014 г. При этом не определены объемы финансирования государственных программ, если таковые вообще сохранятся.

Исходя из сложившейся ситуации, Минпром прогнозирует на 2015 г. норматив запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства на уровне 129,8%. Такой прогноз для отрасли является крайне напряженным: ведь потребуется снизить соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства на 57,5 процентных пункта по сравнению с ожидаемым в уходящем году. Помочь в решении этой задачи в министерстве надеются с помощью стимулирования внутреннего спроса.

Такой опыт уже имеется. Например, весной был издан Указ Президента от 6.05.2014 № 207 «О стабилизации финансово-экономического состояния отдельных промышленных организаций в 2014 году», которым по сути вводилась лизинговая программа сбыта белорусской техники на льготных условиях. По оценке Минпрома, за время действия Указа № 207 запасы готовой продукции сократились на 820 млрд. Br, в т.ч. в связи с действием этого законодательного акта — на 176 млрд. Br. По состоянию на 12 декабря т.г. в соответствии с Указом № 207 ОАО «Промагролизинг» присвоен положительный рейтинг лизингополучателям техники на сумму 240,6 млрд. Br. Теперь предлагается принять аналогичные меры, которые, согласно расчетам, позволят в максимально короткие сроки сократить уровень складских запасов уже на 64,6 млрд. Br.

Согласно проекту нового указа предлагается разрешить белорусским предприятиям в 2015 г. без проведения конкурса за счет собственных и (или) заемных средств приобретать технику и оборудование, произведенные промышленными организациями, согласно приложению по договорам финансовой аренды (лизинга) у ОАО «Промагролизинг» на условиях авансового платежа не менее 15% от стоимости приобретаемой продукции. Вознаграждение (доход) лизингодателя предлагается установить в размере 2% годовых.

Предполагается, что «Промагролизинг» будет в 2015 г. закупать технику и оборудование у промышленных организаций по установленному списку для последующей передачи в лизинг юридическим лицам Республики Беларусь в соответствии с согласованными с производителями, Минпромом и Банком развития перечнями. Источниками закупок должны стать авансовые платежи по договорам лизинга, а главное — кредиты Банка развития. Они будут выдаваться ОАО «Промагролизинг» на срок до 1.06.2023 г. с погашением их ежемесячно равными долями начиная с 1.01.2016 г. под 7,5% годовых. На такой же срок должны заключаться и договора лизинга.

Потери Банка развития по данным кредитам будут компенсироваться за счет средств республиканского бюджета в размере ставки рефинансирования Нацбанка, уменьшенной на 4,5 процентного пункта.

В программу включены 31 организация Минпрома, в т.ч. МАЗ, МТЗ, «АМКОДОР», МЗОР, «Гомсельмаш», «Центролит», «Лидагропроммаш», «Лидсельмаш», а также ряд других машиностроительных предприятий. Авторы проекта надеются, что принятие данного указа позволит стабилизировать финансово-экономическое состояние промышленных организаций путем снижения уровня складских запасов и дополнительно оснастить на льготных условиях техникой и оборудованием организации АПК, жилищно-коммунального хозяйства и потребкооперации.

Вопрос лишь в том, что очередное льготное кредитование ляжет, как обычно, на плечи налогоплательщиков.

Вадим ЛЕБЕДЕВ