Молчание – золото: — разглашение коммерческой тайны работником

Информация – один из главных ресурсов технического и экономического развития предприятия. Ведь именно владение информацией во многом может предопределить успешность предпринимателя. Но как защитить этот особенный ресурс?
Одним из инструментов защиты информации является введение режима ограниченного доступа к коммерческой тайне, за нарушение которого работника можно привлечь к ответственности в виде штрафа.
Рассмотрим правовой механизм привлечения к ответственности.
Так, необходимо предусмотреть данный штраф в обязательстве о неразглашении коммерческой тайны.
Нераскрытая информация, в частности коммерческая тайна, является объектом гражданских прав. Согласно ст. 140 ГК информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) охраняется в качестве нераскрытой информации, если она составляет служебную тайну или коммерческую тайну. Информация, составляющая служебную тайну или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными законодательством.
Исходя из ст. 17 Закона от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее – Закон) наниматель, являющийся владельцем коммерческой тайны и (или) получивший доступ к коммерческой тайне третьих лиц, в связи с установлением режима коммерческой тайны вправе определить работников, с которыми необходимо заключить обязательство о неразглашении коммерческой тайны. Оно определяет права и обязанности сторон, связанные с соблюдением конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок доступа работника к сведениям, составляющим коммерческую тайну нанимателя, и (или) сведениям, составляющим коммерческую тайну третьих лиц, к которым наниматель получил доступ, а также срок действия обязательства.
Обязательство может содержать условие о выплате работнику вознаграждения за выполнение договоренностей, связанных с соблюдением режима коммерческой тайны, а также условие об ответственности работника за его нарушение.
Работники, получившие доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и подписавшие обязательство о неразглашении коммерческой тайны, после прекращения трудового договора (контракта) с нанимателем обязаны соблюдать конфиденциальность таких сведений в течение срока действия обязательства либо до момента отмены режима коммерческой тайны в отношении сведений, составляющих коммерческую тайну, к которым работник имел доступ, если этот момент наступит ранее окончания срока действия обязательства о неразглашении коммерческой тайны.
Одной из форм гражданской ответственности является неустойка. Согласно ст. 311 ГК неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Существует точка зрения, что, поскольку перечень указанных дисциплинарных взысканий является исчерпывающим, недопустимо возлагать на работника штраф за разглашение коммерческой тайны. Такая позиция представляется необоснованной. Дисциплинарная ответственность возлагается на работника за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. Несомненно, соблюдение режима коммерческой тайны в период нахождения в трудовых отношениях может быть отнесено и к трудовым обязанностям работника. В трудовых договорах и должностных инструкциях, как правило, предусматривается обязанность работника не разглашать коммерческую тайну. За неисполнение данной обязанности работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Однако в то же время, как указывалось выше, разглашение коммерческой тайны является неисполнением (ненадлежащим исполнением) гражданско-правового обязательства, за которое к лицу могут применяться меры гражданской ответственности, предусмотренные законодательством или соглашением сторон. Применение к работнику меры дисциплинарной ответственности не исключает возможности применения к нему мер гражданской ответственности, предусмотренных обязательством о неразглашении коммерческой тайны.
Также не будет противоречить законодательству и в т.ч. ст. 7 ТК включение в положение или другой локальный правовой акт о коммерческой тайне условия об уплате работником штрафа. Напомним, что ст. 7 ТК признает недействительными ЛПА, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде. В свою очередь, условие о штрафе за разглашение коммерческой тайны не ухудшает положение работника по сравнению с законодательством о труде, поскольку взыскание неустойки трудовым законодательством не регулируется. Установление неустойки в форме штрафа относится к сфере регулирования гражданского законодательства.
Вместе с тем для взыскания с работника штрафа за разглашение коммерческой тайны указания такого условия в ЛПА недостаточно. Исходя из ст. 311 ГК штраф, не предусмотренный законодательством, может быть взыскан на основании соглашения сторон, каковым в данном случае является заключаемое с работником обязательство о неразглашении коммерческой тайны. В соответствии со ст. 312 ГК соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.