Растет спрос белорусского бизнеса на цифровые сервисы

Реальный сектор экономики Беларуси все чаще пользуется digital-инструментами для решения разных коммерческих задач. Эксперты выделили ключевые тренды, на которые стоит обратить внимание субъектам хозяйствования.
Бизнес уходит в облака
Цифровые инструменты, используемые белорусским бизнесом, рассматривались в ходе международной конференции Digital Day Belarus 2025, организованной группой независимых digital-агентств Webcom Group.
О трендах и процессах, которые происходят в белорусском сегменте интернет-пространства, рассказала PR-менеджер hoster.by Полина Федорова. По ее словам, в национальной зоне сейчас зарегистрировано около 150 тыс. доменов и ежегодно регистрируется еще 2–2,5 тыс., т.е. темп роста новых доменов в Байнете относительно невелик, а вот темпы роста облачных технологий впечатляют. Этот рынок растет на 20–30% ежегодно согласно оценке hoster.by.
«Все больше бизнесов используют эти технологии и переносят свою инфраструктуру в облако», – пояснила П. Федорова.
Так происходит, отметила она, потому, что компании масштабируют свою деятельность, оптимизируют ИТ-расходы и поэтому предпочитают отказоустойчивую и гибкую ИТ-инфраструктуру.
Белорусские компании размещают в облаках сайты, веб-приложения, интернет-магазины, бизнес-приложения и почтовые сервисы, корпоративные порталы и CRM-системы, бухгалтерию. Кроме того, облака нужны для разработки и тестирования ИТ-продуктов. По данным hoster.by, еще один показательный тренд – компании увеличивают расходы на ИТ-безопасность из-за многочисленных кибератак.
«Наш центр кибербезопасности насчитал 88 киберинцидентов за I квартал 2025 г.», – констатировала П. Федорова.
По ее словам, число инцидентов уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, потому что «защищаться стали лучше», однако «кибератак меньше не становится».
По данным hoster.by, один из самых распространенных видов кибермошенничества – фишинг, когда злоумышленники стараются найти любые возможности для проникновения в личную почту сотрудников и корпоративное пространство организаций.
«Будьте бдительны, внимательны, придумывайте сложные пароли, не ходите по незнакомым ссылкам», – порекомендовала деловой аудитории конференции П. Федорова.
Предпочтения белорусской интернет-аудитории
На конференции были представлены результаты исследования Digital Belarus 2025, которое характеризует структуру потребления интернет-трафика в Беларуси и цифровые предпочтения жителей нашей страны.
На начало 2025 г. в РБ насчитывалось около 8 млн пользователей интернета, из которых около 6,4 млн имеют аккаунты в социальных сетях. Соответственно, три четверти интернет-пользователей используют хотя бы одну соцсеть.
Больше всего белорусов зарегистрировано в соцсетях TikTok (около 6,4 млн), Instagram (3,7 млн), LinkedIn (1 млн), Facebook (около 700 тыс.). При этом за 2024 год количество белорусских пользователей Instagram сократилось примерно на 200 тыс., а аудитория TikTok, напротив, увеличилась более чем на 700 тыс.
Ведущий преподаватель учебного центра Webcom Academy Сергей Кузьменко, выступая на конференции, отметил, что соцсети имеют разную аудиторию. Если TikTok популярна у публики в возрасте до 35 лет, то Facebook предпочитают взрослые люди, «и младше 20 там никого нет». Также эксперт обратил внимание на увеличение числа белорусских пользователей в LinkedIn за 2024 год примерно на 120 тыс. человек. Соцсеть объединяет взрослую часть населения, которая коммуницирует друг с другом и желает найти новые профессиональные перспективы.
«Все, кто не присутствует в LinkedIn, идите туда, заведите там себе профиль и развивайте его», – рекомендовал С. Кузьменко аудитории конференции.
Он также обратил внимание на присутствие миллионов белорусов в мессенджерах, из которых наибольшей популярностью в нашей стране пользуются Viber, Telegram и WhatsApp.
ТОП-5 каналов продвижения бизнеса
Бизнесу важно знать приведенную статистику, в т.ч. для того, чтобы грамотно выстроить стратегию продвижения своих товаров и услуг.
Сооснователь, соучредитель Webcom Group Сергей Царик, опираясь на данные о поведении 16,5 тыс. активных рекламодателей, констатировал, что бизнес готовит рекламные кампании по-разному. Одни субъекты хозяйствования обращаются для этого в специализированные агентства, другие реализуют стратегию по продвижению товаров и услуг силами in-house (штатных) специалистов.
«Если в прошлые годы порядка 70% всех рекламных бюджетов, которые мы отслеживаем, проходили через рекламные агентства, то сейчас эта статистика очень сильно изменилась», – отметил С. Царик. В настоящее время уже не 30%, а около 50% рекламных бюджетов осваивают штатные специалисты рекламодателей, и, соответственно, с 70% до 50% снизился удельный вес финансовых потоков, проходящих через агентства.
Популярными платными инструментами продвижения, которые использует белорусский бизнес, являются сервисы Google, Яндекса, а также соцсети Instagram, Facebook, TikTok и VK, рассказал аудитории конференции С. Царик.
По его словам, в 2024 г. по сравнению с 2023 г. белорусские компании сократили расходы на использование соцсетей компании META (Facebook и Instagram), но увеличили бюджеты на продвижение в Яндексе и TikTok.
Пару лет назад, отметил С. Царик, белорусские рекламодатели говорили, что TikTok – социальная сеть для школьников и рекламу там не заказывали.
«Сейчас мы видим много компаний, у которых до 60% рекламного бюджета уходит непосредственно на продвижение в TikTok, и они оттуда собирают основную массу лидов», – подчеркнул спикер.
Расходы компаний на продвижение существенно отличаются, но в среднем ежемесячные траты на использование сервисов Google составляют 800 USD, примерно столько же могут составлять траты на промоушн в соцсетях Instagram и Facebook. Ежемесячные расходы рекламодателей на рекламу в TikTok и Яндексе, по данным Webcom Group, составляют 520–550 USD. Перечисленные цифры – средние значения. Некоторые компании уже тратят на онлайн-продвижение в месяц и более 5 тыс., и более 10 тыс. руб. При этом небольшие рекламодатели в основном используют 2 платных инструмента онлайн-продвижения – как правило, сервисы Google и Яндекса. В то же время крупные рекламодатели зачастую имеют в своем арсенале более 4 цифровых платных инструментов для продвижения в онлайн-пространстве товаров и услуг, уточнил С. Царик.