«Распределенная» биржевая торговля и новая миссия бирж

Актуальные тренды работы товарных и валютно-фондовых бирж обсудили на юбилейном общем собрании Международной ассоциации бирж (МАБ) СНГ в Минске 11 июня 2025 г.
Для чего нужна биржевая торговля
Если спросить человека, не имеющего профессионального отношения к бирже, что является ее продуктом, он может назвать нефть, золото, хлопок, кофе или акции. Но будет не прав – это биржевые товары, или биржевые активы. А продукт у биржи только один – цена.
Смысл биржевой деятельности именно в том, чтобы сформировать цену актива на основе баланса интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей. В экономиках с высокой степенью госрегулирования – еще и с учетом приоритетов государственной экономической политики.
Иногда отдельно взятому продавцу такой порядок вещей может казаться несправедливым. Ведь он может сам договориться о нужной цене, причем не с победителем по результатам анонимных биржевых торгов, а со знакомым контрагентом.
Но он просто не задается в этот момент вопросом – откуда берется цена, которую он считает справедливой, и почему его контрагент соглашается на нее?
Убери из этой конструкции биржу – и достижение договоренности о цене может стать гораздо более сложной задачей. И покупатель, и продавец будут перебирать самостоятельно по разным каналам десятки вариантов сделки, торгуясь об оптимальных условиях.
В своем выступлении на пленарном заседании МАБ председатель правления Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ) Александр Осмоловский привел пример из практики. В 2022 г. после запрета ЕС на ввоз пилопродукции из Беларуси в нашей стране отменили обязательность ее реализации на экспорт через биржу с мотивацией – облегчить производителям поиск новых покупателей. Но новые покупатели из Китая, Азербайджана и других азиатских стран не торопились заключать сделки с белорусскими лесхозами, а искали самого нетерпеливого поставщика, который предложит самую низкую цену, на которую потом можно будет ссылаться, торгуясь с другими производителями. В итоге разбежка цен на товарные партии сопоставимого качества, реализуемые в один и тот же день, могла быть в 1,5–2 раза. Таково было последствие исчезновения в этой цепочке основного биржевого продукта – рыночной цены.
Если цена формируется для текущего момента, это спотовый биржевой рынок, если для будущего – срочный.
Тренды биржевого товарного рынка стран СНГ
На биржевых товарных рынках СНГ в основном заключают спотовые сделки с реальным товаром. В этом его отличие от крупнейших мировых бирж, где активно работают с инструментами срочного рынка (фьючерсами).
Когда-то это рассматривалось как признак определенной вторичности (или недостаточной развитости) биржевого рынка в СНГ.
Но так ситуация выглядит только глазами финансового игрока, которому не нужен собственно сам товар, а нужна возможность выгодно вложить свободные деньги и потом вернуть их с прибылью, перепродав инструмент в подходящий момент.
Для производителя и потребителя реального товара заинтересованность биржи в фактическом исполнении сделки – доставке товара в назначенную точку и получении продавцом платежа в оговоренном размере и в установленные сроки – является благом.
У государства как регулятора биржевой торговли есть свои ожидания: формирование ценовых индикаторов и достижение сбалансированных условий поставки товара на внутренний и внешний рынки.
Поэтому регуляторы (МАРТ Беларуси, ФАС России) и биржевики (например, БУТБ или Петербургская Биржа) близки во взглядах по этой тематике: нужен перечень товаров для обязательных биржевых продаж, нужен установленный минимальный объем реализации таких товаров на биржевых торгах (15–20–25%) для формирования обоснованной рыночной цены, по которой можно будет затем заключать адресные биржевые (с выбранным контрагентом) и внебиржевые сделки.
Важно, что современные технические решения позволяют товарным биржам перестать быть территорией только крупных производителей – при наличии мощной электронной торговой системы поставщики с небольшими объемами могут также успешно заключать биржевые сделки, а биржи – эффективно их администрировать.
И это открывает широкие возможности сотням и тысячам средних и мелких продавцов. Возникает система не централизованной (монополизированной) или децентрализованной, а «распределенной» биржевой торговли, при которой свою долю рынка и прибыли получают и небольшие участники, повышая свою финансовую устойчивость и укрепляя социально-экономическое положение своих регионов.
Фактически это элемент ESG (экологической и социальной ответственности бизнеса), не менее весомый, чем вложение средств в «зеленые проекты».
Тренды валютно-фондового биржевого рынка
В чем-то аналогичные процессы происходят и в другом биржевом сегменте – валютно-фондовом. Заключаемые здесь сделки в разы превосходят по объемам товарный сегмент. Но цифровизация также дала возможность огромному количеству небольших игроков (в первую очередь физлиц) участвовать в торгах напрямую. Так, количество брокерских счетов физлиц на Московской бирже превысило 35 млн по итогам 2024 г., на Казахстанской фондовой бирже (KASE) – 3,5 млн.
Для пространства СНГ это хорошая возможность влить в экономику «чулочно-подматрасные» сбережения граждан и дать альтернативу банковским депозитам (которые в отзывной форме смущают население низкой доходностью, а в безотзывной – невозможностью управлять рисками).
То есть здесь также возникает эффект «распределенности», когда биржевая торговля может обогащать не отдельных крупных игроков и профучастников рынка, а широкий круг индивидуальных экономических агентов. Однако необходимо отметить, что требуемые компетенции со стороны участников здесь много выше, чем при вложении средств в банковские депозиты или облигации. В связи с этим возникает отдельный вопрос об инвестиционных рекомендациях, которые дает ИИ, алгоритмах, на основании которых он это делает, юридической ответственности за возможные манипуляции рынком таким способом.
В целом слой людей, готовых к биржевым инвестициям, в обществе постепенно растет. И если валютно-фондовая биржа не предложит им инструменты, то криптобиржи свой шанс не упустят.